Клинической психологии
Занятие № 7
Тема: «ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. менингиты и энцефалитЫ. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ»
Форма учебного процесса: практическое занятие.
1. Обоснование темы: Изучить физиологическую роль оболочек головного мозга и ликвора, механизмы ликвородинамики, процессы, развивающиеся при их поражении, клинические и параклинические методы диагностики менингитов и энцефалитов, тактику их лечения.
2. Цель занятия: Научить студентов ориентироваться в вопросах патогенеза, клиники, диагностики, дифференциальной диагностики и адекватной терапии менингитов и энцефалитов.
2.1. Студент должен знать:
- оболочки спинного и головного мозга, их строение и роль;
- цистерны субарахноидального пространства мозга;
- строение желудочковой системы мозга;
- состав спинномозговой жидкости;
- физиологическое значение ликвора;
- патологические состояния, приводящие к развитию «синдрома раздражения мозговых оболочек»;
- слагаемые менингеального синдрома, в том числе и патологические симптомы;
|
|
- мышечные группы, тоническое напряжение которых является типичным признаком раздражения мозговых оболочек;
- ликвородинамические пробы;
- состав ликвора при различных патологических состояниях: менингит (менингококковый и пневмакокковый), туберкулез, сифилис, церебральный инсульт;
- классификацию, этиологию, патогенез и клинику менингитов и энцефалитов;
- лечение менингитов и энцефалитов.
2.2. Студент должен уметь:
- Провести осмотр нервно-мышечного аппарата;
- Исследовать активные и пассивные движения;
- Исследовать мышечную силу и мышечный тонус;
- Выявить наличие тонического напряжения мышц, разгибающих шейный отдел позвоночника, мышц-сгибателей тазобедренных и коленных суставов, мышц, разгибающих позвоночник;
- исследовать сухожильные и периостальные рефлексы;
- Исследовать кожные рефлексы (брюшные и подошвенные);
- Исследовать патологические симптомы: Кернига, Брудзинского (верхний, средний, нижний), Гийена, Бехтерева;
- Провести ликвородинамические пробы: Квекенштедта, Пуссепа, Стукея;
- Собрать анамнез заболевания;
- Выявить наличие менингеального синдрома;
- Сформулировать диагноз и провести дифференциальную диагностику.
ООД самостоятельной работы студента
Этапы самостоятельной работы | Способы выполнения | Вопросы для самоконтроля |
1. В процессе работы с больным выявить жалобы больного на: -головную боль; -рвоту; -повышение температуры тела; -болезненность при сгибании шейного отдела позвоночника; -тоническое напряжение задних шейных мышц и мышц, разгибающих позвоночник, бедро и голень. | Опрос, осмотр больного, изучение анамнеза заболевания. | Какие клинические симптомы характерны для менингитов и энцефалитов? |
2. Анамнез заболевания. Какие причины привели к заболеванию? | Опрос больного, изучение анамнеза | Каковы этиопатогенетические особенности менингитов и энцефалитов? |
3. Объективное исследование пациента: а) – объем активных движений; | а) – визуальное наблюдение с оценкой: - движения в полном объеме; - движения ограничены; - движения отсутствуют | Чем обусловлены двигательные расстройства при менингитах и энцефалитах? |
б) – исследование пассивных движений; | б) мануальное исследование с оценкой: - в полном объеме; - ограничены; - отсутствуют. | Каков характер двигательных нарушений (центральный или периферический)? |
в) – исследование мышечной силы по 5-бальной системе; | в) мануальное исследование с оценкой: - 5б – полная сила; - 4б – уступчивость; - 3б – умеренное снижение силы (полный объем движений при действии силы тяжести конечности); - 2б – возможность полного объема движений после устранения силы тяжести конечности; - 1б – шевеление; - 0б – паралич. | |
г) – исследование трофики мышц; | г) – симметричное мануальное исследование одноименных мышц. | |
д) – исследование физиологических рефлексов; | д) – сухожильных: с бицепса и трицепса, коленных и ахилловых; периостальных – карпорадиальных; кожных (брюшных и подошвенных). | |
е) – исследование клонусов; | е) – клонуса коленных чашечек и стоп | |
ж) – исследование патологических рефлексов; | ж) – рефлексов разгибательной и сгибательной группы. | |
з) – оценка выраженности рефлексов; | з) – рефлекс: - средней живости; - понижен; - отсутствует; - повышен. | |
и) -исследование менингеальных симптомов; | и) – симптомы: - Кернига; - Брудзинского; - Гийена; - Бехтерева. | Чем характеризуется и каков патогенез менингеальных симптомов? |
к) -установить у больного наличие болей, а также условия их возникновения, усиления и стихания | к) - опрос больного, изучение анамнеза | В чем проявляется и каков патогенез общей гиперпатии, возникающий у больных с поражением оболочек головного мозга? |
л) – определить наличие анталгических поз, болезненности при перкуссии черепа и позвоночника | л) – осмотр больного, мануальное исследование. |
|
|
- Требования к исходному уровню знаний и умений студента
Тесты | Эталоны ответов |
1. Какими оболочками покрыт головной и спинной мозг? | 1. Твердой, паутинной и мягкой. |
2. Чем образована стенка венозных синусов? | 2. Наружным и внутренним листком твердой мозговой оболочки. |
3. Чем ограничено субарахноидальное пространство? | 3. Мягкой и паутинной оболочками |
4. Чем образуется спинномозговая жидкость? | 4. Клетками сосудистых сплетений головного мозга. |
5. Средний объем спинномозговой жидкости у человека? | 5. 120-150 мл. |
6. Где еще, кроме желудочков мозга и субарахноидального пространства, циркулирует спинномозговая жидкость? | 6. По периваскулярным щелям ликвор попадает в толщу мозгового вещества и в небольшом количестве попадает в периэндоневральные щели периферических нервов. |
7. Какова плотность спинномозговой жидкости в норме? | 7. 1,005-1,007 |
8. Перечислить патологические симптомы, сопровождающие менингеальный синдром | 8. Симптомы Кернига, Брудзинского, Гийена, Бехтерева. |
9. Перечислить ликвородинамические пробы? | 9 Квекенштедта, Пуссепа, Стукея |
10. Каковы основные патогенетические механизмы повышения внутричерепного давления? | 10. Избыточная продукция ликвора, затруднение его оттока, сочетание гиперсекреции и нарушенной ликвородинамики. |
- Задание на самоподготовку
Контрольная программа № 1
Вопросы для самоподготовки | Установочные инструкции | Вопросы для самоконтроля |
1. Какова физиологическая роль оболочек головного и спинного мозга? | Знать физиологическую роль оболочек головного мозга.. | В полости черепа листки твердой мозговой оболочки образуют стенку венозных синусов, а в позвоночном канале между ними расположена эпидуральная клетчатка. Наружный листок твердой мозговой оболочки является надкостницей полости черепа а внутренний – непосредственно связан с головным мозгом – они выполняют функцию механической защиты мозга. Паутинная и мягкая мозговые оболочки образуют субарахноидальные цистерны, входящие в систему циркуляции цереброспинальной жидкости, а также обеспечивающие механическую защиту головного мозга. Мягкая мозговая оболочка образует периваскулярное пространство, а проникая в полость желудочков мозга – хориоидальное сплетение желудочков, которое продуцирует ликвор. Кроме того, оболочки мозга активно защищают его паренхиму от воздействия инфекционно-токсических вредностей. |
2. Какие симптомы входят в менингеальный синдром? | Знать симптомы, составляющие менингеальный синдром. | Указать: головную боль, рвоту, болезненность при перкуссии черепа и позвоночника, общую гиперестезию на световые, звуковые и кожные раздражения, тоническое напряжение некоторых групп скелетных мышц, патологические симптомы (Кернига, Брудзинского, Гийена, Лесажу).. |
3. Каков механизм двигательных (тонических) расстройств при раздражении мозговых оболочек? | Знать механизмы анталгических установок при синдроме раздражения мозговых оболочек. | Знать, что тоническое напряжение заднешейных мышц и мышц-сгибателей голени и бедра при менингите представляет собой защитную рефлекторную реакцию имеющую целью предупредить возникновение болей от натяжения спинно-мозговых корешков и мозговых оболочек, вызываемых при исследовании с помощью специфических проб. С другой стороны, в основе анталгических установок при менингите лежат различные мышечные дистонии и контрактуры, возникающие под влиянием патологических импульсов из аппаратов мозгового ствола и подкорки, деятельность которых изменена болезненным процессом. |
4. Указать черты «церебральной рвоты» и чем она обусловлена? | Знать особенности «церебральной рвоты», нередко сопровождающей воспаление мягкой мозговой оболочки и механизм ее возникновения | При «церебральной рвоте» больного рвет без всякого напряжения, часто струей, без предварительной тошноты. Это обусловлено непосредственным или рефлекторным раздражением блуждающего нерва и его ядер, расположенных на дне IV желудочка, или рвотного центра в сетчатой субстанции продолговатого мозга |
5. Чем объясняется гиперестезия органов чувств и кожи к больных менингитом? | Знать патогенез общей гиперестезии при менингитах. | Общая гиперестезия при менингите обусловлена раздражением задних корешков и клеток межпозвоночных узлов спинномозговой жидкостью, переполняющей паутинную полость, а также раздражением корешков токсинами или воспалительным процессом. |
6. В каких случаях говорят о менингизме? | Знать когда возникает менингизм, его симптомы и отличие от менингеального синдрома | Менингизм развивается вследствие токсического раздражения мозговых оболочек при различных общих инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Основной чертой менингизма является полный регресс всех симптомов при обратном развитии основного заболевания. В отличие от менингита, при менингизме отсутствуют яркие изменения ликвора, отмечается лишь повышение давления. |
7. Указать важнейшие принципы антибактериальной терапии гнойных менингитов? | Знать важнейшие принципы антибактериальной терапии гнойных менингитов | Знать, что основными принципами антибактериальной терапии гнойных менингитов являются: 1) идентификация возбудителя заболевания в течение 24 часов; 2) применение адекватных антибиотиков в зависимости от природы микроорганизма и его чувствительности к антибиотику, который должен обязательно проникать через гематоэнцефалический барьер и достаточно долго в высокой концентрации сохраняться в спинномозговой жидкости. |
8. Какие антибиотики не проникают или плохо проникают через гематоэнцефалический барьер при менингитах? | Знать антибиотики, которые не проникают или плохо проникают через гематоэнцефалический барьер при менингитах. | При менингитах не проникают или плохо проникают через гематоэнцефалический барьер: амфотерицин В, клиндамицин, линкомицин, полимиксин, эритромицин, гентамицин, кетоконазол, стрептомицин, тобрамицин |
9. Каковы основные клинические симптомы клещевого энцефалита? | Знать клинику клещевого энцефалита. | Основными симптомами клещевого энцефалита являются: повышение температуры, катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, изменения со стороны крови, мочи и ликвора (увеличен белок, лимфоциты), нарушение психики, менингеальной симптомокомплекс, вялые атрофические параличи скелетной мускулатуры, спастические моно- и гемипарезы, расстройство чувствительности. |
10. Что такое полиоэнцефаломиелитическая форма клещевого энцефалита | Знать признаки, характерные для полиоэнцефаломиелитической формы клещевого энцефалита | Полиоэнцефаломиелитическая форма клещевого энцефалита характеризуется наличием вялых атрофических параличей мышц шеи и плечевого пояса, которые сочетаются с бульбарными расстройствами. Реже – наблюдаются спастические моно- и гемипарезы, возникающие инсультообразно, либо постепенно в течение 2-3 дней. В ряде случаев парезы начинаются с ног и распространяются вверх по типу восходящего паралича Ландри. |
11. Перечислить важнейшие формы первичного энцефалита. | Знать формы первичного энцефалита. | Важнейшими формами первичного энцефалита являются: эпидемический энцефалит, клещевой энцефалит, двухволновой – вирусный менинго-энцефалит, японский энцефалит, острый инфекционный рассеянный энцефаломиелит, подострые прогрессирующие энцефалиты. |
12. Условия проведения серотерапии при клещевом энцефалите. | Знать, когда проводится терапия человеческим иммуноглобулином при клещевом энцефалите, а также противопоказания к ней. | При клещевом энцефалите серотерапия проводится только первые три дня заболевания человеческим иммуноглобулином, имеющим титр не менее 1:80 в дозе 6-12 мл взрослым. Она назначается больным с тяжелыми менингеальными и среднетяжелыми очаговыми формами заболеваний. Серотерапия противопоказана у больных с признаками бульбарных нарушений, при тяжелых формах с быстрым нарастанием признаков поражения, симптомами поражения мозгового ствола. |
|
|
|
|