double arrow

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Факультет документально-информационных
коммуникаций

Кафедра информатики и информационных
технологий




Л.И. Кибрик

 

Программная инженерия

Методические рекомендации по выполнению курсовых
работ

 

 


Пермь 2013


 ВВЕДЕНИЕ

 

Курсовая работа предназначена для углубления студентами теоретических и практических навыков программирования с использованием одной из современных систем разработки. Выполнение работы дает опыт программирования, отладки, тестирования и документирования программы на языках высокого уровня.

В дидактические задачи курсовой работы входят:

1) закрепление практических навыков программирования, полученных на лабораторных занятиях по дисциплинам "Высокоуровневые методы информатики и программирования" и «Программная инженерия»;

2) углубление теоретических и практических знаний в области методологии программирования и разработки программных комплексов;

3) развитие навыков самостоятельного планирования и выполнения научно-исследовательской работы;

4) получение опыта сбора и обработки исходного материала, анализа научно-технической литературы, справочников, стандартов и технической документации;

5) приобретение навыков обоснования принимаемых проектных решений и профессионального оформления проектной документации.

 

 


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Выполнение курсовой работы состоит в последовательной реализации следующих этапов:

1. изучение литературных источников по выбранному направлению исследований;

2. анализ вариантов решения поставленной задачи на основе изученного теоретического материала;

3. изложение в краткой форме основных теоретических положений, характеризующих выбранное направление исследований;

4. разработка подхода к решению поставленной конкретной задачи;

5. разработка программной поддержки решения задачи;

6. оформление курсовой работы в соответствии с предъявляемыми к оформлению требованиями.

 

Помимо рекомендованной литературы возможно использование любых доступных источников. Это, в первую очередь, техническая документация, статьи в периодических изданиях и научные публикации. Их изучение в контексте выбранной темы служит расширению научно-технического кругозора, повышению качества и обоснованности использованных решений.

В проекте необходимо отразить все аспекты поставленной задачи, чтобы получить наилучшее решение. Далее возможна конкретизация поставленной задачи с тем, чтобы объем работы не превысил допустимых размеров.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Содержание курсовой работы определяется: содержанием соответствующего учебного курса; современным состоянием выбранного направления исследований; доступными литературными источниками; собранным для выполнения курсовой работы фактическим материалом.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1) введение;

2) теоретическая часть;

3) практическая часть;

4) заключение;

5) список использованных источников;

6) приложения.

 

Во введении дается обоснование темы работы, определяется ее практическая или теоретическая значимость для специальности, формулируются цели и задачи курсовой работы.

В теоретической части раскрывается современное состояние выбранного направления исследований со ссылками на литературные источники, а также ставится конкретная задача, решение которой стимулировало развитие данного направления информационных технологий.

В практической части приводится решение сформулированной в теоретической части задачи, при этом допускаются некоторые, не искажающие суть дела, упрощения. Текст программ (если они необходимы) пишется на языке программирования наиболее подходящем для решения поставленной задачи или из тех, который изучался в соответствующем курсе, и выносится в приложения (оформление приложений выполняется по образцу приложений данных методических указаний). В некоторых случаях программы могут быть написаны на алгоритмическом языке, который студент выучил самостоятельно.

В заключении приводятся решения принятые при проектировании, перечисляются поставленные и выполненные задачи и степень их завершенности. Проводится анализ работоспособности созданной системы на основании выполненного тестирования.

В списке литературы в алфавитном порядке приводятся цитируемые литературные источники.

Приложения содержат материалы, не вошедшие в основной текст:

1) распечатки программ и программных модулей; инструкции программисту (если вопросы реализации не входят в курсовую работу);

2) инструкции пользователю (если в курсовой работе решаются вопросы физической реализации).

На первом после титульного листа нужно поместить аннотацию, в которой приводится краткое описание темы, а также количество страниц, рисунков, таблиц, приложений, литературных источников в представленной работе.

Примечание. Рисунки и таблицы всегда приводятся в основном тексте. Образец титульного листа приведен в  приложении 1.Требования к оформлению приведены в приложении 2.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Тема курсовой работы, как правило, выбирается по одному из следующих направлений.

1. Разработка простейших объектно-ориентированных информационных систем.

2. Исследование систем массового обслуживания.

3. Разработка и программирование математических методов с целью создания библиотеки программ.

Типовые задания приведены в приложении 3.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Фаронов, В.В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов / В.В. Фаронов. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.

2. Дарахвелидзе, П.Г., Марков, Е.П. Программирование в Delphi 7. / П. Г. Дарахвелидзе, Е.П. Марков. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

3. В.А.Благодатских, В.А.Волнин, К.Ф.Поскакалов, Стандартизация разработки программных средств (под ред. проф. О.С.Разумова), "Финансы и статистика", М.:-2003

4. Павловская Т.А. Паскаль. Прграммирование на языке высокого уровня. _СПб.:Питер, 2003. - 393 с.

5. ЕСКД, Общие требования к текстовым документам, ГОСТ 2.105—95 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ С Т А Н Д А Р Т, МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ, Минск.

6. Г.Шилдт. Самоучитель С++:Пер. с англ. – 3-е изд.: - СПб.:БХВ-Петербург,2001. – 688 с.

7. Павловская Т.А., Щупак Ю.А. С++. Объектно-ориентированное программирование: Практикум. СПБ.:Питер,2006.-265 с.

8. Архангельский А.Я. Программирование в С++Builder 5.-М.: БИНОМ, 2000.-1152 с.: ил + CD.

9. Круглински Д.Д., Уингоу С., Шеферд Д. Программирование на Microsoft Visual C++ 6.0: Пер. с англ..-СПб.- М. Харьков - Минск: Питер; Русская редакция, 2000.-821 с.: ил. + CD-ROM.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

В рамках рассмотренной выше структуры курсовой работы рекомендуется использовать следующие правила оформления.

Объем курсовой работы: до 25 страниц формата А4 (210 х 297), набранных через полтора интервала на одной стороне листа белой бумаги в текстовом процессоре Word. Допускается представлять иллюстрации и таблицы на листах формата АЗ.

Поля: левое - 3 см, правое - 1 см, верхнее -2 см, нижнее - 2 см.

Шрифт: Times New Roman Cyr, размер шрифта - 14 пунктов.

Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в приложении 1.

Все страницы курсовой работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей является титульный лист, оформленный в соответствующем порядке (см. приложение 1), номер страницы на нем не ставится. На последующих страницах порядковый номер печатается в правом верхнем углу без точки в конце, начиная со второй страницы введения.

Заголовки основных и дополнительных разделов курсовой работы следует располагать на расстоянии не менее трех интервалов от текста в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать жирным шрифтом с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Иллюстрации должны иметь названия. Иллюстрации обозначаются словом "Рисунок", которое помещают под иллюстрацией, и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы. В левом верхнем углу таблицы помещают слово "Таблица" с указанием номера этой таблицы и соответствующим заголовком. На все таблицы должны быть ссылки в работе.

Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

Таблицу размещают непосредственно после первого упоминания о ней в тексте на этой же или следующей странице таким образом, чтобы читать ее можно было без поворота или с поворотом по часовой стрелке. Ссылка на таблицу по ходу текста выполняется так: "в таблице 2 приводятся данные о... ", при повторной ссылке - (см. таблицу 2).

Примечания к таблицам, иллюстрациям или пунктам и подпунктам текста размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово "Примечание" следует печатать с абзацного отступа жирным шрифтом.

Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения, следуют указывать порядковым номером, например: "... в разделе 4", "... по пункту 3.3.4", "... в подпункте 2.3.41, перечисление 3", "...по формуле (3)", "... в уравнении (2)",-"... на рисунке 8", "... в приложении 6".

Если в работе одна иллюстрация, таблица, формула, уравнение, или приложение следует при ссылках писать "на рисунке", "в таблице", "по формуле", "в уравнении", "в приложении".

Формулы могут быть вписаны в текст от руки тщательно и разборчиво или напечатаны на компьютере. Не разрешается одну часть формулы вписывать от руки, а другую впечатывать. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Размеры знаков для формулы рекомендуются следующие: прописные буквы и цифры - 7-8 мм, строчные - 4 мм, показатели степени и индексы - не менее 2 мм.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Типовое задание

1. По первому направлению «Разработка простейших объектно-ориентированных информационных систем».

1) Создать иерархию классов, описывающую выбранную предметную область. Базовый класс должен иметь только общие для всех наследников свойства, предусмотреть виртуальные методы, перегрузку операций. Описать свойства классов, как закрытые, а методы – как открытые

2) Создать набор конструкторов и необходимые деструкторы.

3) Написать программу, в которой создаются объекты базового пользовательского класса и сохраняются в списке.

4) Предусмотреть запись из списка в файл, а также восстановление в памяти из файла.

5) Разработать набор тестов и провести тестирование.

2. По второму направлению «Исследование систем массового обслуживания».

1) Разработать алгоритм обслуживание клиентов в очереди с приоритетами с заданной дисциплиной обслуживания.

2) Написать все необходимые функции для работы с очередью, обеспечивающие постановку клиента в очередь или отказ в обслуживании, исключение клиента из очереди для обслуживания, исключение клиента из очереди по другой причине, просмотр очереди, разрушение очереди.

3) Написать функцию, генерирующие случайные события с заданным распределением – экспоненциальным. Случайными событиями считать – приход клиента, время обработки клиента обслуживающим устройством.

4) Написать программу, моделирующую процесс обслуживания.

5) Провести эксперимент, обеспечив необходимую автоматизацию для получения исследуемых параметров системы массового обслуживания (СМО).

6) Выбрать множество исследуемых параметров из следующего перечня:
среднее время пребывания клиента в очереди;
среднее число клиентов в очереди;
среднее число отказов в обслуживании;
среднее максимальное время пребывания клиента в очереди;
максимальная зафиксированная длина очереди;
среднее время простоя обслуживающего оборудования.

Примечание. Могут быть обоснованно выбраны другие параметры. Статистические параметры определяются либо за время одного цикла работы системы, либо за N  циклов.

3. По третьему направлению «Разработка и программирование математических методов с целью создания библиотеки программ».

1) Разработать программное обеспечение для одного из методов системного анализа. Рекомендуемая форма – в виде автоматизированного рабочего места (АРМ) аналитика.

2) В качестве интерфейса принять документ Excel. Определить его вид и необходимые элементы.

3) Управляющую программу разработать на VBA.

4) Разработать набор тестов и провести тестирование.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: