МПР РФ (разрабатывает н-п а по порядку утверждению нормативов);
ФС Росприроднадзор (контроль и надзор за состоянием окружающей среды на предприятии);
ФС Ростехнадзор (утверждает нормативы, выдает разрешения);
ФС Роспотребнадзор; - ФС Росгидромет.
Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, потому как не может быть индивидуализирован.
Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:
- программы по охране атмосферного воздуха;- нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;- регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;- экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;- государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;- мониторинг атмосферного воздуха;- государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха;- экономический механизм охраны атмосферного воздуха;- ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.
В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду. (Ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха")
Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека (Ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха")
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
(Ст. 22 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду. Ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
Предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника физического воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух; (Ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха")
Предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду. (Ст. 1 ФЗ)
Согласно ст. 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
технические нормативы выбросов;
предельно допустимые выбросы.
Технический норматив выброса - норматив выброса вредного вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов и отражает максимально допустимую массу выброса вредного вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции. (Ст. 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха")для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферный воздух, для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. (Ст. 1 ФЗ).Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды (только при наличии планов снижения выбросов и сбросов).
Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.
В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности запрещается:
- выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;
- внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;
- проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды;
- размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
Разрешение на выброс. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного:
- территориальными органами ФС Ростехнадзора;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- в порядке, определенном Правительством РФ.
Для выдачи разрешений, устанавливающих лимиты на выбросы предоставляются:
- заявление о выдаче разрешения на выбросы,
- утвержденные в установленном порядке нормативы ПДВ,
- утвержденные в установленном порядке лимиты на выбросы,
- согласованный в установленном порядке план снижения выбросов,
- утвержденные органом исполнительной власти субъекта РФ сроки поэтапного достижения ПДВ,
- отчет о выполнении завершенных этапов плана снижения выбросов.
Отказ в выдаче разрешения на выбросы. Основания отказа:
- истечение срока действия утвержденных нормативов ПДВ и лимитов на выбросы
- отсутствие утвержденных сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ
- выявление в составе фактических выбросов тех загрязняющих веществ, которые не указанных в представленных нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы
- выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений
- невыполнение в установленные сроки планов снижения выбросов.
Основания переоформления разрешения – изменение сведений о юридическом лице, включая: - наименование, - организационно - правовую форму,
- место нахождения, - изменение данных о ЮЛ в ЕГРЮЛ.
Возобновление действия разрешения – получение Ростехнадзором от контролирующих органов информации об устранении нарушений, повлекших приостановление действия разрешения.
Разрешение на выбросы аннулируется:
- в случае признания в установленном порядке недействительными нормативов ПДВ (ВСВ).
- при выявлении нарушений условий действующего разрешения в части систематического невыполнения утвержденных планов снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
!!! Невыполнение планов снижения выбросов в качестве основания аннулирования разрешения на выброс является новеллой действующего законодательства.
!!! До установления специального порядка признание нормативов ПДВ (ВСВ) недействительными может осуществляться только в судебном порядке!
Особенности заполнения расчета платы. Заполняется либо (в зависимости от условия разрешения): - по отдельной производственной территории,
- по предприятию в целом.
МПР РФ утверждает инструктивные и методические документы, а также дает разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
ФС Росприроднадзор и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, при организации и проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха осуществляют контроль за:
а) соблюдением стандартов, нормативов, правил охраны атмосферного воздуха;
б) выполнением программ и мероприятий по охране атмосферного воздуха;
в) осуществлением мер по международным обязательствам РФ по охране атмосферного воздуха;
г) выполнением заключений государственной экологической экспертизы.
ФС Росприроднадзор и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:
- с ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха;
- ФС Росгидромет - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля.
ФС Ростехнадзор является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
- на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.