Разработка анкет, интервью и опросников

Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурных технологий

Практическое занятие

Проведение деловой игры на тему: «Современные формы социально-культурной деятельности, используемые в культурно-досуговых учреждениях Вашего региона».

Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Деловая игра позволяет в активной форме познакомиться с принципиальным устройством организации деятельности по определенной проблеме. В рамках деловой игры представляет особый интерес способы взаимодействия участников и их эмоциональные переживания, отражающие специфику реальных социально-психологических процессов.

Тема 8. Сферы реализации социально-культурных технологий

Практическое занятие

Проведение сюжетно-ролевой игры на тему: «Моя будущая профессиональная деятельность специалиста досуговой сферы».

Участники игры распределяются по ролям. В классификации ролей представлено девять «абстрактных типов» собеседников.

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:

• обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;

• всегда оставаться хладнокровным и компетентным;

• неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировались его словами;

• когда есть возможность, то предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;

• привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;

• беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;

• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее;

• за столом или в помещении поместить его так, чтобы его активность наименьшим образом затрагивала других.

2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

• вместе выяснять и завершить рассмотрение отдельных случаев;

• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;

• в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать по мощь и поддержку у собеседника этого типа;

• в группе посадить его там, где есть свободное место.

3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться ниже перечисленных правил:

• посадить его рядом с ведущим беседу;

• время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

• попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;

• дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;

• при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;

• иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.

4. Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться:

как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности;

когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;

когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;

спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;

следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову», только для того, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.

5. Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь та кое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:

•задавать ему легкие информативные вопросы;

•ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений; помогать ему формулировать мысли;

•решительно пресекать любые попытки насмешек;

•применять ободряющие формулировки типа: «Все бы

•хотели услышать и Ваше мнение»;

•специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.

6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае?

Любым способом необходимо:

•заинтересовать его в обмене опытом;

•спросить его: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему»?;

•в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения.

7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно: задавать ему вопросы информативного характера; придать теме беседы интересную и привлекательную форму; задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его.

8. «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников.

Существенными элементами нашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующие:

нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе;

нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение;

не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;

всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;

очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да..., но».

9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, что бы сочинять и задавать вопросы независимо, от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в беседе? Здесь может помочь следующее:

все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу;

сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.

 

Тема 10. Диагностика и методы исследования
в социально-культурных технологиях

Практическое занятие

Разработка анкет, интервью и опросников.

Разработайте структуру анкеты для подростков по следующим темам:

· Ценностно-смысловые ориентиры современного подростка.

· Межличностные отношения подростка.

· Образ Я в подростковом возрасте.

· Мое отношение к культуре здоровья.

Разработайте структуру анкеты для юноши/девушки по следующим темам:

· Жизненная перспектива в юношеском возрасте.

· Межличностные отношения юноши / девушки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: