Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурных технологий
Практическое занятие
Проведение деловой игры на тему: «Современные формы социально-культурной деятельности, используемые в культурно-досуговых учреждениях Вашего региона».
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. Деловая игра позволяет в активной форме познакомиться с принципиальным устройством организации деятельности по определенной проблеме. В рамках деловой игры представляет особый интерес способы взаимодействия участников и их эмоциональные переживания, отражающие специфику реальных социально-психологических процессов.
Тема 8. Сферы реализации социально-культурных технологий
Практическое занятие
Проведение сюжетно-ролевой игры на тему: «Моя будущая профессиональная деятельность специалиста досуговой сферы».
|
|
Участники игры распределяются по ролям. В классификации ролей представлено девять «абстрактных типов» собеседников.
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:
• обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;
• всегда оставаться хладнокровным и компетентным;
• неукоснительно следить за тем, чтобы по возможности решения формулировались его словами;
• когда есть возможность, то предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;
• привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;
• беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
• в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее;
• за столом или в помещении поместить его так, чтобы его активность наименьшим образом затрагивала других.
2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет вместе с ним подвести итоги беседы и спокойно и обоснованно провести дискуссию. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:
• вместе выяснять и завершить рассмотрение отдельных случаев;
|
|
• следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным подходом в данной деловой беседе;
• в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать по мощь и поддержку у собеседника этого типа;
• в группе посадить его там, где есть свободное место.
3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться ниже перечисленных правил:
• посадить его рядом с ведущим беседу;
• время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
• попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;
• дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
• при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;
• иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить тот, кто ведет беседу.
4. Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться:
как и всезнайку, посадить его поближе к ведущему беседу или к другой авторитетной личности;
когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;
когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;
спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
в случае необходимости ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
следить, чтобы он не переворачивал проблемы «с ног на голову», только для того, чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.
5. Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь та кое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:
•задавать ему легкие информативные вопросы;
•ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений; помогать ему формулировать мысли;
•решительно пресекать любые попытки насмешек;
•применять ободряющие формулировки типа: «Все бы
•хотели услышать и Ваше мнение»;
•специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.
6. Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае?
Любым способом необходимо:
•заинтересовать его в обмене опытом;
•спросить его: «Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему»?;
•в перерывах и паузах беседы попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует. Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно: задавать ему вопросы информативного характера; придать теме беседы интересную и привлекательную форму; задавать ему стимулирующие вопросы; попытаться выяснить, что интересует лично его.
8. «Важная птица». Такой собеседник не выносит критики - ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных собеседников.
Существенными элементами нашей позиции по отношению к такому собеседнику являются следующие:
нельзя позволять разыгрывать роль гостя в беседе;
нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное с остальными участниками беседы положение;
не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
|
|
всегда четко понимать, что речь идет только об одной деловой беседе, и помнить, кто является инициатором данной беседы;
очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод «да..., но».
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, что бы сочинять и задавать вопросы независимо, от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в беседе? Здесь может помочь следующее:
все его вопросы, относящиеся к теме беседы, сразу же направлять на всех собеседников, а если он один, то переадресовать вопрос ему самому; на вопросы информационного характера отвечать сразу;
сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.
Тема 10. Диагностика и методы исследования
в социально-культурных технологиях
Практическое занятие
Разработка анкет, интервью и опросников.
Разработайте структуру анкеты для подростков по следующим темам:
· Ценностно-смысловые ориентиры современного подростка.
· Межличностные отношения подростка.
· Образ Я в подростковом возрасте.
· Мое отношение к культуре здоровья.
Разработайте структуру анкеты для юноши/девушки по следующим темам:
· Жизненная перспектива в юношеском возрасте.
· Межличностные отношения юноши / девушки.