Критерии оценок работ учащихся

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Тематическое рисование - композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

Содержание рисования на темы – изображение явлений окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы

Рисование на темы ведётся по представлению, на основе предварительных целенаправленных наблюдений.

Значение:

- даёт возможность приобрести умения передавать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства.

- совершенствуются и закрепляются умения грамотно изображать пропорции, конструктивное строение, объём, объём, пространственное положение, цвет, освещённость объектов.

- формируются умения выразительно выполнять творческие рисунки

- развивается творческое отношение к процессу рисования, самостоятельность в выборе тем и их раскрытии.

Задача педагога -   развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления.

Темы:  «Как я провёл лето», «Новогодняя ёлка», «Наши новостройки», «На спортивных соревнованиях», и т.д.

Материал:  гуашь – литерат. произ.

                 акварель – пейзаж.

 

 

Периоды детского рисунка:

1. Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

3. Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

4. Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

5. Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов. В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

 

Особенности планирования уроков:

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

 

Схема уроков рисования на темы:

1. Проверка домашнего задания, анализ нескольких рисунков.

2. Проверка подготовки учащихся к уроку.

3. Объяснение учебного задания и особенностей выполнения рисунка.

4. Подробно сообщает о времени, отводимом на тематическое задание

(от 1-3 уроков: на первом – выбор сюжета, выполнение эскиза, линейное построение рисунка, второй, третий – работа цветом)

5. Называет материал, в котором следует работать (акв. или гуашь по предварительному линейному рисунку).

6. Беседа, раскрывающая содержание темы, различные сюжеты, возможные варианты решения композиции (анализируется материал, собранный учащимися на тему – наброски, фотографии, открытки, репродукции).

7. Показ 2-3 вариантов композиции на доске (убрать позже, чтоб учащиеся не срисовывали).

8. Демонстрация лучших работ школьников из методического фонда.

9. Демонстрация репродукций художников на данную тему.

10.  Самостоятельная работа учащихся (следить за строгим выполнением этапов работы)

11. Подведение итогов работы и демонстрация лучших работ учеников.

12. Объяснение домашнего задания.

 

Этапы работы над тематическим рисунком:

1. Выбор конкретного сюжета по заданной теме.

2. Наблюдения по заданной теме (по возможности)

3. Оформление зрительного представления конкретного сюжета темы в рабочем (1\4 листа) эскизе.

4. Сбор материала для тематического рисунка (наброски и зарисовки).

5. Выполнение линейного рисунка.

6. Завершение тематического рисунка в цвете

 

 

Динамика усложнения задач:

 

1 класс:

 

1.Рисование на темы на основе наблюдений учащихся по заданию учителя, по представлению.

2. Иллюстрирование сказок.

Задачи:

А) передача смысловой связи предметов

Б) передача пространственных свойств предметов (близкие предметы – больше, основание их рисуется ниже), пропорции, цвета.

 

 Темы:

1. «Как я провёл лето», «Осенний день», «Новогодняя ёлка»

2. Иллюстрирование сказок «Гуси – лебеди» (стр. 215), «Три медведя».

 

 2 класс:

 

1. Рисование на темы на основе наблюдений учащихся по заданию учителя или по представлению.

2. Иллюстрирование сказок, басен и др. лит. произведений.

Задачи:

А) Передача в рисунке смысловой связи и эмоционального отношения к сюжету.

Б) Согласование форм, пространственного положения, цвета.

В) Умение композиционными приёмами выделить интересное в сюжете, подчеркнуть главное в рисунке.

 

Темы (стр. 217):

1. «Осень в саду», «Полёт на другую планету», «Лепят снеговика», «Праздничный день» (стр. 218).

2. Иллюстрирование русс.нар. сказок «Сивка –бурка», «Сказка про храброго зайца»

3. Иллюстрирование литературных произведений Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (стр. 219), М.Пришвин «Ребята и утята»

4. Иллюстрирование басен И.Крылова «Чиж и голубь», «Лебедь, щука и рак»

 

3класс:

 

1. Тематическое рисование проводится на основе наблюдений и по воображению.

2. Иллюстрируются сказки и др. лит. произведения.

Задачи:

     А) Правильно показывать линию горизонта, точки схода,

Б) конструктивное строение, пространственное расположение,

В) цвет изображаемых предметов, выполнять композицию с учетом закономерности светотени.

     Темы:

1. «Катание с горы» (стр. 222), «Праздничные улицы», «Осень в городе»

2. Иллюстрирование «Сказка о царе Салтане» (стр. 224) А.Пушкина, «Серая Шейка» Д.Мамина – Сибиряка, «Волк и Журавль» И.Крылов.

 

Зарисовки с натуры (экскурсии за город, на фабрики, на стройки)

Критерии оценок работ учащихся

Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установитькритерии оценки, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

Общие критерии всех видов рисования.

1.Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).

2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).

3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.

4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).

При рисовании по теме и при иллюстрировании.

1.Композиционное решение темы.

2.Изображение пространства (законы перспективы).

3.Конструктивное строение объекта (-ов).

4.Пропорции.

5.Цвет

6.Передача объема. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: