Распределение частотности измеряемых в спорте комплексных параметров

№ п/п -   Комплексные параметры   Частот­ность  
1   Тренировочной нагрузки и восстановления (физиологи­ческие, физические, психические величины)   4,57  
2   Физической подготовленности (качества силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости)   4,35  
3   Сердечно-сосудистой системы (движение сердца и круп­ных сосудов, движение крови в сердце и сосудах, биопо­тенциалы сердца)   3,09  
4   Размеров тела и конечностей (линейные и дуговые размеры тела)   2,92  
5   Технической подготовленности (статика, кинематика, динамика, время и ритмика спортивных движений)   2,60  
6   Дыхательной системы (легочные объемы, механика ды­хания, газообмен)   2,48  
7   Биофизических и биохимических проб (кровь и лимфа, моча и кал, мокрота, пот и слюна)   2,43  
8   Нервно-мышечной системы (биоэлектрическая и биоме­ханическая деятельность мышц)   2,05  
9   Тактической подготовленности (соревновательная актив­ность и эффективность действий)   1,91  
10   Уделов ЦНС (параметры головного мозга и отделов ЦНС)   1,82  
11   Системы анализаторов (зрительный, вестибулярный, тактильный, слуховой, двигательный)   1,41  
12   Внешней формы тела и пропорций (телосложение, осанка, стопа)   1,12  
13   Состава тела (содержание жира, удельный вес и плотность тела)   1,00  

Частота различных параметров, измеряемых в спорте различна. Так, параметры внешней формы и состава тела, используемые для диагностики физического состояния и в других целях, употребляются в 4,0-4,5 раза реже, чем параметры трени­ровочной нагрузки, восстановления и физической подготов­ленности. Довольно слабо используются при измерениях такие важные компоненты подготовки спортсменов, как параметры тактических действий, сравнительно редко применяются изме­рения, помогающие изучать параметры влияния внешних усло­вий на тренировочный процесс: атмосферы, воды, почвы, по­мещений, естественных сил природы.

Основными измеряемыми и контролируемыми параметра­ми в спортивной медицине, тренировочном процессе и в научных исследованиях по спорту являются следующие:

• физиологические («внутренние»), физические («внешние») и психологические параметры тренировочной нагрузки и вос­становления;

• параметры качеств силы, быстроты, выносливости, гиб­кости и ловкости;

• функциональные параметры сердечно-сосудистой и ды­хательной систем;

• биомеханические параметры спортивной техники;

• линейные и дуговые параметры размеров тела.

Для изучения этих параметров и контроля за ними широко используются  следующие физические величины:

• силовые (это причины, вызывающие изменения в скоро­сти и направлении движения тела: силы отталкивания, де­формации, удары, броски и т.п., моменты сил и моменты вращения: раскачивания, размахивания, обороты и вращения при выполнении локомоторных и гимнастических упражне­ний; давление на спортивные снаряды и т.п.);

• величины, относящиеся к скорости (расход количества энер­гии в течение заданного времени; скорость разгона, переме­щения, остановки и изменения направления в двигательных действиях; ускорение линейное и угловое при выполнении упражнений);

• временные (промежутки времени и частота действий в единицу времени — момент времени, длительность действия, темп и ритм движений);

• геометрические (положение спортсмена: координаты расположения тела или его звеньев в заданной системе; раз­меры: расстояния между двумя заданными точками при из­мерении результатов в прыжках, метаниях и др., контуров или форм при измерении правильности вычерчивания обяза­тельных фигур в фигурном катании; при измерении осанки и плоскостопия);

• характеризующие физические свойства (плотность, удель­ный вес тела человека; измерения влажности в спортивной гигиене; вязкость, твердость, пластичность костно-мышечной системы);

• количественные (масса и вес тела и отдельных его звеньев);

• характеризующие химический состав (этих величин слиш­ком много, чтобы их можно было здесь перечислить);

• тепловые (температура тела и его теплопроводная способ­ность, определяемая количеством тепла, выделяемого или поглощаемого телом при определенных условиях);

• радиационные (ядерная радиация — радиоизотопные ме­тоды измерения массы отдельных звеньев тела человека и ска­нирование; определение костного возраста юных спортсменов; фотометрические измерения скелета и т.п.);

• электрические (биопотенциалы различных органов: серд­ца, мышц, мозга и т.п.).

Одним из перспективных подходов к решению проблемы выявления наиболее информативных параметров и методов обследований спортсменов служит метод моделирования различ­ных сторон подготовленности, основная цель которого — опре­деление и научное обоснование конкретных количественных мо­дельных характеристик функциональной, технико-тактической, психологической подготовленности, при достижении которых данный спортсмен с наибольшей степенью вероятности мо­жет выиграть данные соревнования или установить рекорд.

 

3. В 1790 г. во Франции была создана система новых мер, «ос­нованных на неизменном прототипе, взятом из природы, с тем, чтобы ее могли принять все нации». Большое значение введе­ния в России метрической системы мер, принятой во Фран­ции, подчеркнул Д.И.Менделеев, предсказав большую роль всеобщего распространения метрической системы как средства содействия «будущему желанному сближению народов».

В метрической системе за основную единицу длины был принят метр, за единицу веса (в то время не делали различий между понятиями «вес» и «масса») — вес 1 см3 химически чистой воды при температуре около +4°С -  грамм (позже - килограмм). В 1799 г. были изготовлены первые прототипы (эталоны) метра и килограмма. Кроме этих двух единиц метрическая система в сво­ем первоначальном варианте включала еще и единицы площади (ар — площадь квадрата со стороной 10 м), объем (стер, равный объему куба с ребром 10 м), вместимости (литр, равный объему куба с ребром 0,1 м). В этой первой системе единиц еще не было четкого подразделения единиц на основные и производные.

Впервые понятие о системе единиц как совокупности основ­ных и производных ввел немецкий ученый К.Ф.Гаусс в 1832 г. По его методу построения систем единиц различных величин сначала устанавливают или выбирают произвольно несколько величин независимо друг от друга. Единицы этих величин назы­вают основными, так как они являются основой построения системы единиц других величин. Единицы, выраженные через основные единицы, называют производными. Полная совокуп­ность основных и производных единиц, установленных таким путем, и является системой единиц физических величин.

В качестве основных единиц в системе, предложенной К. Ф. Гауссом, были приняты: единица длины — миллиметр, еди­ница массы - миллиграмм, единица времени - секунда. Эту систему единиц назвали абсолютной.

Первоначально были созданы системы единиц, основан­ные на трех единицах, и предпочтение отдавалось системам, построенным на единицах длины—массы—времени. Это такие системы, как МКС: метр—килограмм-секунда; СГС: санти­метр—грамм—секунда.

Наличие ряда систем единиц измерения физических величин, большое число внесистемных единиц и неудобства, возникаю­щие на практике в связи с пересчетами при переходе от одной системы к другой, вызвали необходимость создания единой уни­версальной системы единиц, которая охватывала бы все отрасли науки и техники и была бы принята в международном масштабе.

После многих предложений в 1960 г. XI Генеральная конфе­ренция по мерам и весам окончательно приняла новую систе­му, присвоив ей наименование Международная система еди­ниц (Systeme International d'Unites фр.) с сокращенным обозначением «SI», в русской транскрипции «СИ».

В последующие годы Генеральная конференция приняла ряд дополнений и изменений, в результате чего в системе стало семь основных единиц (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин (температура), моль, кандела (лат. свеча-сила света)), и произ­водные единицы физических величин (табл).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: