ществлять развитие? Этот вопрос соответствует методам деятельно-
сти, направленной на развитие управляемой системы. Если мы гово-
рим об управлении этой деятельностью, то методам соответствуют
механизмы управления – совокупность правил и процедур принятия
управленческих решений.
Адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) –
приспособление к условиям существования и привыкание к ним; в
социальных системах – вид взаимодействия со средой, в ходе кото-
рого согласовываются требования и ожидания его участников
[97, с. 12].
Можно выделить несколько вложенных уровней адаптации лю-
бой системы [67] – см. Рис. 22:
- изменение информированности о внешней среде;
- изменение поведения (действий, выбираемых на основе имею-
щейся информации);
- изменение параметров системы, позволяющее реализовывать
более эффективное в изменившихся условиях поведение (обучение);
- целенаправленное изменение внешней среды (активная адап-
тация).
1-ый уровень: изменение информированности
|
|
2-ой уровень: изменение поведения
3-ий уровень: изменение параметров системы
4-ый уровень: целенаправленное изменение внешней среды
В теории управления накоплен значительный опыт решения за-
дач адаптивного управления «техническими» системами – см.,
например, классические монографии [88, 99], а также обзор в [84].
Однако, опыт построения моделей адаптации социально-
экономических систем на настоящий момент более чем скромен (см.
монографии [67, 98]).
Завершая разговор об особенностях управленческой деятельно-
сти, необходимо сказать несколько слов о специфике коллективной
управленческой деятельности.
Вопрос 4 Принципы управленческой деятельности
Законы управления. Закон – необходимое, существенное,
устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями (БСЭ).
Возникает закономерный вопрос, какие существуют общие законы
управления? Исчерпывающего ответа на этот вопрос сегодня не
известно.
Во-первых, дело в том, что следует разделять два устоявшихся
значения термина «закон управления». Первое (общее) значение
приведено выше. Второе (узкое) значение: закон управления – зави-
симость (или класс зависимостей) управляющих воздействий от
информации о состоянии управляемой системы. Такого рода законов
известно множество – пропорциональный, пропорционально-
интегральный и др. законы управления. Но нас интересует первое –
общее – значение этого термина.
Во-вторых, казалось бы, многие закономерности, известные в
науке об управлении, не являются законами управления в общем
|
|
смысле этого термина. Так, например, такой распространенный в
управлении «закон», как закон обратной связи, не является универ-
сальным – существует программное управление и другие виды
управлений, не использующие непосредственную информацию о
текущих состояниях управляемой системы.
В-третьих, встречающиеся в литературе «законы управления»
(наличие цели, обратной связи и т.п.) являются, скорее не законами, а
принципами (см. ниже).
И, наконец, общие законы управления – это скорее предмет тео-
рии управления, а не методологии. Поэтому, осознавая востребован-
ность формулировки и анализа общих законов управления, все же
рассмотрим принципы управления.
Принципы управления:
1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения;
руководящая идея, основное правило деятельности;
2. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нор-
мы поведения;
3. Основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора,
установки.
Мы будем использовать термин «принцип» в значе-
НИИ - основное. исходное положение (правило), понимая под принципами управления основные правила управило управленческой деятельности.
Выделим следующие принципы управления
Принцип 1 (иерархии). Система управления имеет, как правило,
иерархическую структуру. Она должна соответствовать функцио-
нальной структуре управляемой системы и не должна противоречить
иерархии смежных (по горизонтали и вертикали) систем. Задачи и
ресурсы, обеспечивающие деятельность управляемой системы,
должны быть декомпозированы в соответствии со структурой по-
следней.
Принцип 2 (унификации). Управляемые и управляющие систе-
мы и подсистемы всех уровней должны описываться и рассматри-
ваться в рамках единых принципов (как с точки зрения параметров
их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функци-
онирования), не исключающих, впрочем, необходимости учета спе-
цифики каждой конкретной системы. Большинство реальных управ-
ленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых
типовых, в которых оптимальны соответствующие типовые решения.
С другой стороны, управление неизбежно порождает специали-
зацию (ограничение разнообразия) как субъектов управления, так и
управляемых субъектов.
Принцип 3 (целенаправленности). Любое воздействие системы
управления на управляемую систему должно быть целенаправлен-
ным.
Принцип 4 (открытости). Функционирование системы управ-
ления должно быть открытым для информации, инноваций и т.д.
Принцип 5 (эффективности). Система управления должна реа-
лизовывать наиболее эффективные из допустимых управляющих
воздействий.
Принцип 6 (ответственности). Система управления несет от-
ветственность за принимаемые решения и за эффективность функци-
онирования управляемой системы.
Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего
органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда
непосредственно подчиненные ему элементы не обеспечивают (в
настоящее время и/или с учетом прогноза) реализации комплекса
необходимых функций.
Принцип 8 (общественно-государственного управления, соуча-
стия). Управление социальной системой должно быть нацелено на
максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (обще-
ство, органы государственной власти, физические и юридические
лица) в совершенствование функционирования управляемой системы
и самой системы управления.
Принцип 9 (развития). Одним из управляющих воздействий яв-
ляется изменение самой системы управления (которое, будучи инду-
цированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие). То
же касается и развития управляемой системы.
Принцип 10 (полноты и прогнозирования). Предлагаемый набор
|
|
управляющих воздействий должен в заданном диапазоне внешних
условий обеспечивать достижение поставленных целей (требование
полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом с учетом
возможных реакций управляемой системы на те или иные управля-
ющие воздействия в прогнозируемых внешних условиях.