Третьим ключевым вопросом является «КАК» следует осу-

ществлять развитие? Этот вопрос соответствует методам деятельно-

сти, направленной на развитие управляемой системы. Если мы гово-

рим об управлении этой деятельностью, то методам соответствуют

механизмы управления – совокупность правил и процедур принятия

управленческих решений.

  

Адаптация. Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) –

приспособление к условиям существования и привыкание к ним; в

социальных системах – вид взаимодействия со средой, в ходе кото-

рого согласовываются требования и ожидания его участников

[97, с. 12].

Можно выделить несколько вложенных уровней адаптации лю-

бой системы [67] – см. Рис. 22:

- изменение информированности о внешней среде;

- изменение поведения (действий, выбираемых на основе имею-

щейся информации);

- изменение параметров системы, позволяющее реализовывать

более эффективное в изменившихся условиях поведение (обучение);

- целенаправленное изменение внешней среды (активная адап-

тация).

 

 

1-ый уровень: изменение информированности

2-ой уровень: изменение поведения

3-ий уровень: изменение параметров системы

4-ый уровень: целенаправленное изменение внешней среды

 

В теории управления накоплен значительный опыт решения за-

дач адаптивного управления «техническими» системами – см.,

например, классические монографии [88, 99], а также обзор в [84].

Однако, опыт построения моделей адаптации социально-

экономических систем на настоящий момент более чем скромен (см.

монографии [67, 98]).

Завершая разговор об особенностях управленческой деятельно-

сти, необходимо сказать несколько слов о специфике коллективной

управленческой деятельности.

                    

 

                         Вопрос 4 Принципы управленческой деятельности

Законы управления. Закон – необходимое, существенное,

устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями (БСЭ).

Возникает закономерный вопрос, какие существуют общие законы

управления? Исчерпывающего ответа на этот вопрос сегодня не

известно.

Во-первых, дело в том, что следует разделять два устоявшихся

значения термина «закон управления». Первое (общее) значение

приведено выше. Второе (узкое) значение: закон управления – зави-

симость (или класс зависимостей) управляющих воздействий от

информации о состоянии управляемой системы. Такого рода законов

известно множество – пропорциональный, пропорционально-

интегральный и др. законы управления. Но нас интересует первое –

общее – значение этого термина.

Во-вторых, казалось бы, многие закономерности, известные в

науке об управлении, не являются законами управления в общем

смысле этого термина. Так, например, такой распространенный в

управлении «закон», как закон обратной связи, не является универ-

сальным – существует программное управление и другие виды

управлений, не использующие непосредственную информацию о

текущих состояниях управляемой системы.

В-третьих, встречающиеся в литературе «законы управления»

(наличие цели, обратной связи и т.п.) являются, скорее не законами, а

принципами (см. ниже).

И, наконец, общие законы управления – это скорее предмет тео-

рии управления, а не методологии. Поэтому, осознавая востребован-

ность формулировки и анализа общих законов управления, все же

рассмотрим принципы управления.

Принципы управления:

1. Основное, исходное положение какой-либо теории, учения;

руководящая идея, основное правило деятельности;

2. Внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нор-

мы поведения;

3. Основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора,

установки.

Мы будем использовать термин «принцип» в значе-

НИИ - основное. исходное положение (правило), понимая под принципами управления основные правила управило управленческой деятельности.

Выделим следующие принципы управления

Принцип 1 (иерархии). Система управления имеет, как правило,

иерархическую структуру. Она должна соответствовать функцио-

нальной структуре управляемой системы и не должна противоречить

иерархии смежных (по горизонтали и вертикали) систем. Задачи и

ресурсы, обеспечивающие деятельность управляемой системы,

должны быть декомпозированы в соответствии со структурой по-

следней.

Принцип 2 (унификации). Управляемые и управляющие систе-

мы и подсистемы всех уровней должны описываться и рассматри-

ваться в рамках единых принципов (как с точки зрения параметров

их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функци-

онирования), не исключающих, впрочем, необходимости учета спе-

цифики каждой конкретной системы. Большинство реальных управ-

ленческих ситуаций может быть сведено к набору так называемых

типовых, в которых оптимальны соответствующие типовые решения.

С другой стороны, управление неизбежно порождает специали-

зацию (ограничение разнообразия) как субъектов управления, так и

управляемых субъектов.

Принцип 3 (целенаправленности). Любое воздействие системы

управления на управляемую систему должно быть целенаправлен-

ным.

Принцип 4 (открытости). Функционирование системы управ-

ления должно быть открытым для информации, инноваций и т.д.

Принцип 5 (эффективности). Система управления должна реа-

лизовывать наиболее эффективные из допустимых управляющих

воздействий.

Принцип 6 (ответственности). Система управления несет от-

ветственность за принимаемые решения и за эффективность функци-

онирования управляемой системы.

Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего

органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда

непосредственно подчиненные ему элементы не обеспечивают (в

настоящее время и/или с учетом прогноза) реализации комплекса

необходимых функций.

Принцип 8 (общественно-государственного управления, соуча-

стия). Управление социальной системой должно быть нацелено на

максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (обще-

ство, органы государственной власти, физические и юридические

лица) в совершенствование функционирования управляемой системы

и самой системы управления.

Принцип 9 (развития). Одним из управляющих воздействий яв-

ляется изменение самой системы управления (которое, будучи инду-

цированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие). То

же касается и развития управляемой системы.

Принцип 10 (полноты и прогнозирования). Предлагаемый набор

управляющих воздействий должен в заданном диапазоне внешних

условий обеспечивать достижение поставленных целей (требование

полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом с учетом

возможных реакций управляемой системы на те или иные управля-

ющие воздействия в прогнозируемых внешних условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: