ленческой деятельности). Управленческая деятельность должна
быть регламентирована (стандартизована) и соответствовать ограни-
чениям, установленным метасистемой (системой более высокого
уровня иерархии). Любое управленческое решение должно быть
допустимым, в том числе – с точки зрения обеспеченности требуе-
мыми ресурсами.
Принцип 12 (обратной связи). Для эффективного управления,
как правило, необходима информация о состоянии управляемой
системы и условиях ее функционирования, причем реализация любо-
го управляющего воздействия и ее последствия должны отслежи-
ваться, контролироваться субъектом управления.
Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структу-
ра, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответ-
ственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой систе-
мы. Задачи, которые стоят перед управляемой системой, должны
быть адекватны его возможностям.
Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы
при управлении в режиме реального времени информация, необхо-
|
|
димая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленче-
ские решения принимались и реализовывались оперативно в соответ-
ствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее
функционирования. Другими словами, характерное время выработки
и реализации управленческих решений не должно превышать харак-
терное время изменений управляемой системы (то есть система
управления должна быть адекватна управляемым процессам в смыс-
ле скорости их изменений).
Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная
система прогнозирует возможные изменения существенных внешних
параметров. Следовательно, при выработке управляющих воздей-
ствий необходимо предсказывать и упреждать такие изменения.
Принцип 16 (адаптивности). Если принцип опережающего от-
ражения выражает необходимость прогнозирования состояния
управляемой системы и соответствующих действий управляющего
органа, то принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при
принятии управленческих решений необходимо учитывать имею-
щуюся информацию об истории функционирования управляемой
системы, а, во-вторых, однажды принятые решения (и даже принци-
пы их принятия) должны периодически (см. принцип оперативности)
пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управля-
емой системы и условий ее функционирования.
Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в
любой сложной многоуровневой системе существует рациональный
уровень централизации управления, полномочий, ответственности,
|
|
информированности, ресурсов и т.д. Рациональная централизация, в
том числе, подразумевает адекватную декомпозицию и агрегирова-
ние целей, задач, функций, ресурсов и т.д.
Принцип 18 (демократического управления). Иногда его назы-
вают принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспе-
чении равных условий и возможностей для всех участников управля-
емой системы без какой-либо их априорной дискриминации в
получении информационных, материальных, финансовых, образова-
тельных и других ресурсов.
Принцип 19 (согласованности). Это принцип отражает требова-
ние того, что управляющие воздействия в рамках существующих
институциональных ограничений должны быть максимально согла-
сованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.
Принцип 20 (этичности, гуманизма) рассматривался выше в
разделе 2.2. В соответствии с ним при принятии управленческих
решений учет существующих в обществе, организации и т.д. этиче-
ских норм имеет приоритет перед другими критериями.
Отметим, что перечисленные принципы управления в большин-
стве своем универсальны для систем любой природы (исключение
составляют, пожалуй, принципы соучастия, анонимности и согласо-
ванности, которые вряд ли имеют смысл при управлении техниче-
скими системами).
Поэтому, с одной стороны, управленческая деятельность име-
ет ту же общую логическую структуру, что и любая другая прак-
тическая деятельность (см. [64]). С другой стороны, в силу своей
специфики (в частности, направленности на деятельность управляе-
мого субъекта) логическая структура управленческой деятельности,
точнее – «внешняя» ее составляющая, описывается и общими подхо-
дами теории управления. Поэтому, во-первых, столь значительное
внимание в настоящей главе уделяется теории управления. Во-
вторых, говоря о формах, методах, средствах и т.д. управления в
настоящей главе мы будем, в основном, иметь в виду не столько
формы, методы и средства деятельности субъекта управления,
сколько формы, методы и средства его взаимодействия с управляе-
мым субъектом.