Принцип 11 (регламентации и ресурсного обеспечения управ-

ленческой деятельности). Управленческая деятельность должна

быть регламентирована (стандартизована) и соответствовать ограни-

чениям, установленным метасистемой (системой более высокого

уровня иерархии). Любое управленческое решение должно быть

допустимым, в том числе – с точки зрения обеспеченности требуе-

мыми ресурсами.

Принцип 12 (обратной связи). Для эффективного управления,

как правило, необходима информация о состоянии управляемой

системы и условиях ее функционирования, причем реализация любо-

го управляющего воздействия и ее последствия должны отслежи-

ваться, контролироваться субъектом управления.

Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структу-

ра, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответ-

ственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой систе-

мы. Задачи, которые стоят перед управляемой системой, должны

быть адекватны его возможностям.

Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы

при управлении в режиме реального времени информация, необхо-

димая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленче-

ские решения принимались и реализовывались оперативно в соответ-

ствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее

функционирования. Другими словами, характерное время выработки

и реализации управленческих решений не должно превышать харак-

терное время изменений управляемой системы (то есть система

управления должна быть адекватна управляемым процессам в смыс-

ле скорости их изменений).

Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная

система прогнозирует возможные изменения существенных внешних

параметров. Следовательно, при выработке управляющих воздей-

ствий необходимо предсказывать и упреждать такие изменения.

Принцип 16 (адаптивности). Если принцип опережающего от-

ражения выражает необходимость прогнозирования состояния

управляемой системы и соответствующих действий управляющего

органа, то принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при

принятии управленческих решений необходимо учитывать имею-

щуюся информацию об истории функционирования управляемой

системы, а, во-вторых, однажды принятые решения (и даже принци-

пы их принятия) должны периодически (см. принцип оперативности)

пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управля-

емой системы и условий ее функционирования.

Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в

любой сложной многоуровневой системе существует рациональный

уровень централизации управления, полномочий, ответственности,

информированности, ресурсов и т.д. Рациональная централизация, в

том числе, подразумевает адекватную декомпозицию и агрегирова-

ние целей, задач, функций, ресурсов и т.д.

Принцип 18 (демократического управления). Иногда его назы-

вают принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспе-

чении равных условий и возможностей для всех участников управля-

емой системы без какой-либо их априорной дискриминации в

получении информационных, материальных, финансовых, образова-

тельных и других ресурсов.

Принцип 19 (согласованности). Это принцип отражает требова-

ние того, что управляющие воздействия в рамках существующих

институциональных ограничений должны быть максимально согла-

сованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.

Принцип 20 (этичности, гуманизма) рассматривался выше в

разделе 2.2. В соответствии с ним при принятии управленческих

решений учет существующих в обществе, организации и т.д. этиче-

ских норм имеет приоритет перед другими критериями.

 

Отметим, что перечисленные принципы управления в большин-

стве своем универсальны для систем любой природы (исключение

составляют, пожалуй, принципы соучастия, анонимности и согласо-

ванности, которые вряд ли имеют смысл при управлении техниче-

скими системами).

Поэтому, с одной стороны, управленческая деятельность име-

ет ту же общую логическую структуру, что и любая другая прак-

тическая деятельность (см. [64]). С другой стороны, в силу своей

специфики (в частности, направленности на деятельность управляе-

мого субъекта) логическая структура управленческой деятельности,

точнее – «внешняя» ее составляющая, описывается и общими подхо-

дами теории управления. Поэтому, во-первых, столь значительное

внимание в настоящей главе уделяется теории управления. Во-

вторых, говоря о формах, методах, средствах и т.д. управления в

настоящей главе мы будем, в основном, иметь в виду не столько

формы, методы и средства деятельности субъекта управления,

сколько формы, методы и средства его взаимодействия с управляе-

мым субъектом.

 

 

                                     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: