Методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря --им стали известны исследования химической, физической и биологической природы товаров.
В зависимости от используемых технических средств измерении и принципов естественных наук экспериментальные методы подразделяются на:
• измерительные – метод определения значений показателей качества продукции (физические, физико-химические, химические, биологические), осуществляемый на основе технических средств измерений;
• органолептические - метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств.
Аналитические методы
Методы научного познания, основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
К методам управления научным познанием относятся методы:
• Анализа
• Диагностики
• Прогнозирования
• Программирования
• Планирования
• Анализ товаров базируется на данных, полученных экперементальными методами.
|
|
• Результаты диагностики могут использоваться для прогнозирования возможных изменений при формировании ассортимента товаров, требований к их качеству, товарных потерь, условий, сроков хранения и т.п.
• Выводы, полученные на основании методов прогнозирования, позволяют получить – программирование, т.е. определить последовательность действий специалистов по обеспечению надлежащих характеристик товара или рационального товародвижения.
Методы систематизации
Методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путём распоряжения их в определённом порядке.
Основополагающие методы систематизации – идентификация, классификация, обобщение (группировки) и кодировки.
• Идентификация – метод отождествления, совпадения одного объекта с другим.
• Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам. Он применяется для выделения ассортиментных групп.
• Классификация – находит широкое применение в товароведении, так как огромное количество объектов – товаров.
Общие правила и методы классификации товаров. Определение понятия «классификация», «объект», «ступень классификации». Характеристика иерархического и фасетного методов классификации, их достоинства и недостатки.
• Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
• Объект – элемент классифицированного множества. В товароведении таким элементом выступает товар.
• Признак классификации – свойства или характеристика объекта, по которому производится классификация.
|
|
• Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.
• Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.
• Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации.
• Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый из фасетов характеризует одну из особенностей распределяемого множества. Фасетная система классификации отличается большой гибкостью и удобством пользования, позволяет в каждом конкретном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими фасетами, которые в конкретном случае представляют интерес.
• Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.Иерархическая система классификации отличается стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков.
Правила классификации
• Деление множества следует начать с наиболее общих признаков.
• На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого типа.
• Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большого к меньшему, от общего к частному.
• Необходимо установить оптимальное число признаков, ступени и глубины.