Неэффективные формы

Д.2 Здесь показана форма, которая называется "пустой треугольник". Это - неэффективная форма, так как за свои выставленные камни она не дает максимального количества дамэ. Продемонстрируем это.

13

Д. 3. На этой диаграмме показана эффективная форма трех камней. У нее - восемь дамэ. На Д.2 у "пустого треугольника” - семь дамэ. Поэтому, без видимой причины, лучше не строить "пустых треугольников”.

 

Д.4. Здесь показана форма, которая называется "пустая скобка". Это - также, неэффективная форма. У нее - девять дамэ, а у стенки из четырех камней - десять дамэ.

 

В общем случае, неэффективной считается форма, у которой меньше степеней, чем у

стенки из того же количества камней.

 

Незавершенные формы

Д.5 Здесь показана незавершенная хорошая форма "цапля". У нее не хватает черного камня в "А", Существует несколько точек для атаки этой плохой формы. В частности, если б."А" - ч."В", то в результате образуется плохая форма “ пустой треугольник”.

 

 

Д.6 Здесь показана другая незавершенная форма "тигр". Если б,"А" - ч."В", то образуется очень плохая, неуклюжая форма с двумя "пустыми треугольниками".

 

 Д.7 На этой диаграмме показана модификация этой формы "тигр с добычей". Ход белых в "А" разделяет черных на две слабые группы.

                                                                                                  

Д.8 Здесь показана незавершенная форма “бамба” или "дом". У этой формы не хватает черного камня в "А" или "В".

В общем случае, незавершенной считается хорошая форма, у которой не хватает одного или двух камней. В этом случае ход в пункт, в котором не хватает камня, загоняет противника в плохую форму.

 

Куклы-формы

"Куклы-формы” - это очень важный класс плохих форм. Они встречаются в каждой

без исключения партии. Получение выгоды от правильной их атаки является важным

условием для достижения победы.

Д.9 Здесь показана форма из одного черного камня, которая называется "малая кукла". Это еще не атари, но любой ход в "А" или "В" является сэнтэ. Если черные не отвечают на б. "А", то белые снимают черный камень ходом в "В", образуя идеальную форму «поннуки».

 

14

Д. 10. Здесь показана форма из двух черных камней, которая 

называется '"кукла". Это очень часто встречаемая форма в 

середине игры. После белого @ черные обязаны бежать, иначе б. "С" грозит захватить два черных камня. Черные, в зависимости от окружаемой обстановки, бегут ходом в «А», «В» или «С».

                         

Д. 11 Здесь показана форма, которая называется ''большая кукла". Любой ход на сокращение степеней «большой куклы» является сентэ.

Учитывая, что "куклы" находят применение в середине игры, то полный анализ атаки «малой куклы», "куклы" и ''большой куклы" буден дан в следующей главе.

 

Прочие плохие формы

Д. 12. Здесь показаны белые камни, которые находятся в плохой форме. Они образуют двойное разрезание на «бамба», а это нецелесообразно. Поэтому белые камникак бы лишние, не нужные в данном месте доски.

 

 

 

Д. 13. Здесь показана форма, которая называется "ступени". Это плохая форма, которая имеет слабость в пункте "А". Б."А” образует две точки разрезания в "В" и "С". Особенно это видно, если у белых имеется камень в пункте "D",

 

Этот класс плохих форм может быть продолжен. Если читателю встретится в своей партии, при разборе партии профессионалов новая плохая форма данного класса, то читатель может занести ее в свою картотеку плохих форм.

 

# 3 Задачи

 

Задача 1. Ход черных

Ход черных в "А" приводит к плохой форме". Как черным избежать этого?

 

 

Задача 2. Ход белых

Черные только что сыграли 1, как продолжить белым?

 

 

15

Задача 3. Ход белых

Черные только что сыграли 1. Как продолжить белым?

Задача 4. Ход черных

Как черным получить хорошую форму?

 

 

Задача 5. Ход черных

Как черным получить хорошую форму?

 

 

Ответ на задачу 1.

Д.1. После ч.7 у черных - идеальная форма.

 

Д. 2. Если вместо ч.5 на Д.1 сыграть 1 здесь, образуя форму "змея", то после ч. З у черных вновь хорошая форма. Д.2, также, является

правильным ответом

 

Ответ на задачу 2.

 

Д.З белые должны играть двойное ханэ ходом 2.

 

Д.4 После обмена: ч.1 - 6.2 у черных нет возможности играть ч.З из-за двойного атари в "А".

 

Ответ на задачу 3

Д.5 Белые должны играть двойное ханэ ходом 2.

 

 

 

Д.6. После обмена: ч.1 – 6.2 у черных нет возможности играть ч. З из-за захвата трех черных камней ходом в "А"

 

 

16

Ответ на задачу 4

Д.7. Черные должны играть 1, образуя форму "цапля в воде". Теперь у них идеальная не разрезаемая форма.

 

Ответ на задачу 5

Д.8 Черный 1, забирающий два черных камня в гэта, является правильным ходом. Это модификация хорошей формы "тигра с добычей”. После обмена: б. "А" – ч. 'В" видно, что ч. 1 образует форму "тигр с добычей".

РЕЗЮМЕ:

В каждой партии встречаются базовые формы соединения: ноби, косуми, кэйма,

огэйма. иккэн-тобн и никкэн-тоби, Поэтому нужно знать слабости базовых форм и когда нужно применять тот или иной вид соединения.

Практически в каждой партии встречается шесть фундаментальных форм: «цапля», «тигр», «треугольник», бамба, поннуки, «меч». Их нужно запомнить и своевременно применять (в кавычках находятся названия форм, которые классифицировал автор). Это очень надежные формы. Они надежно послужат читателю до конца партии в своей зоне и в зоне влияния противника.

Нужно знать плохие формы: «пустой треугольник», «малая кукла», «кукла», «большая кукла». Желательно загонять противника в плохие формы, а самому при этом их не делать.

Глава 2. Атака форм

 

Атака форм предполагает следующий результат:

- захват формы с помощь гэта или сите;

- разделение формы на две части, то есть отрезание одного или нескольких

камней;

- утяжеление формы, то есть превращение их в глупую форму;

- лишение форм глазных очертаний.

 Не следует путать атаку форм с атакой слабой группы противника. Здесь

совершенно различные результаты. Атака форм предполагает один из вышеописанных результатов, в то время как атака слабой группы направлена в;•

столько на захват камней, сколько на получение территории или влияния в сэнтэ. Когда говорят, что "панцирь черепахи" - это не атакуемая форма, то это означает,

что у нее нет слабостей и атака ее формы не даст ни один из четырех результатов. Однако, в смысле атаки слабой группы, ее можно атаковать и, даже, захватить в

плен.

# 1. Атака слабостей хороших форм

Из главы 1 известно, что хорошие формы имеют слабости, то есть пункты, поставив

камень в которые можно разрушить хорошие формы. Однако, на пустой доске хорошие формы, как правило, не имеют слабостей. Чтобы реализовать слабость хорошей формы необходимо определенное условие - наличие большой силы              

 

17

противника. Поэтому читатель должен зорко следить за этим и оберегать свои формы, следуя одному из философских принципов Го: "Если противник, усилился в данном месте доски, усилься здесь и ты".

Все хорошие формы делятся на:

- Базовые формы

- Фундаментальные формы

- Прочие формы

 

Атака базовых форм

Шесть базовых форм определяют основные взаимосвязи между камнями на доске. Все остальные формы являются комбинацией этих форм.

Прочные формы ноби и косуми не подвержены атаке. Единственно, что здесь можно отметить, что на ко-борьбе за два хода можно разрезать косуми соединение.

В общем случае, косуми соединение можно разрезать, когда один из пунктов миаи занять в сэнтэ, а другую - в готэ.

Как правило, атака хороших форм сводится к атаке четырех базовых форм: кэйма, огэйма, иккен-тоби и никкен-тоби. Разрушение взаимосвязей на базовом уровне

осуществляется путем занятия критической точки базовой формы в сочетании с

сильной внешней позицией.

Коневые формы имеют слабости, как правило, в дальнем от силы поясе кэймы или в двух дальних поясах огэймы.

Прыжковые виды соединения имеют слабость в пункте между камнями иккен-тоби и

двух пунктах никкен-тоби.

Д.1 Ход черных

Белые кажутся связанными двумя кэйма, но благодаря сильной позиции черных, особенно черного @ в их форме есть дефект. Черные могут использовать слабость кэйма соединения, благодаря наличию черного камня @.

Д.2 Черные играют 1 как жертву и если она. принимается, то они могут взять угол ходами 3 и 5. Заметим, что если черного @ нет, то белые могут сыграть 4 на 5.

 

 

 

 

Д.З. Если белые не принимают жертву, то угол живет после 6.4, но белый @ отрезан от основных сил.

 

 

18

 

Д.4 Ход черных

Как использовать слабость кэйма соединения белых?

 

Д.5 Это довольно редкий случаи разрезания кэйма соединения ударом в ближний пояс. Однако, это разрезание нужно подготовить с помощью сэнтэ-хода 1 После ч. 5 черные успешно соединили две свои группы.

Рассмотрим два примера атаки огэймы. Снова хочу повториться, что использование слабостей хороших форм, в данном случае в двух дальних поясах огэймы, возможно только при наличии сильной внешней позиции.

 

Д.б. Ход черных

Как использовать слабость огэйма соединения?

Д.7. Черные ударяют в дальний пояс огэймы с помощью цукэ 1. После ч.З все ходы вынужденные. После ч.9 белые заперты в углу.

 

 

Д. 8. Ход черных                                            

Белые только что сыграли слишком далеко ходом 1. Как черным использовать ошибку белых?

 

Д.9. Черные играют в дальний пояс огэймы ходом 1, используя свои три сильных камня, включая камень на хоси. Белые отвечают 2, черные - 3 и после ч.7 черные захватили белый @, наказав белых за их ошибку.                                                       

 

 

Рассмотрим два примера атаки иккен-тоби. Обычно после хода в критическую точку иккен-тоби, образуются две точки разрезания и сильная внешняя позиция помогает безболезненно занять любую из них. 

 

 

19

Д.10. Ход черных Черные имеют сильные позиции на верху и внизу. Как черным использовать слабость в форме белых?                                             

 

 

 

 

Д.11.Черные ударяют в слабую точку иккен-тоби ходом 1, После обмена: 6.2 - ч.З у белых образуются два пункта разрезания "А" и "В” и сильная позиция черных позволяет занять любую из них.                                            

 

Д.12   Интересно узнать, что использовать слабость хороших форм можно использовать только при наличии сильной внешней позиции. А если нет сильной внешней позиции, то нет и слабости хорошей формы. Если ходом 1 ударяют в другую точку иккэн-тоби, то после 6.6 благодаря слабости черного @, белые легко выживают четырьмя камнями на правой стороне.

 

 

Д.1З. Ход черных.

Как использовать слабость иккен-тоби белых?

 

 

20

Д. 14. Черные ударяют в слабую точку иккен- тоби ходом 1, образуя две точки разрезания 4 и 5. После ч.5 черные захватили четыре белых камня. Если б.4 в 5, то ч.4 захватывает шесть белых камней.

 

Рассмотрим два примера атаки никкен-тоби. Никкен-тоби из-за своих слабостей

имеет ограниченное применение в середине игры. В основном оно применяется для создания базы по третьей линии, реже - по четвертой линии. Поэтому мы рассмотрим примеры атаки никкен-тоби, употребленного в этом качестве.

Д.15. Ход белых.

Как белым, имея сильные группы справа и слева, подчеркнуть слабость двух никкен-

тоби?

 

 

Д. 16. Черные ударяют в слабую точку никкен-тоби ходом 1. Если ч.2, то после 6.3 образуются пункты миаи; 5 и "А". Если ч.4, то после б.7 белые отделяют правый черный камень.

 

 

Д.17. Если черные играют 4, как на этой диаграмме, то белые играют 5 и после хода 9 отделают левый черный камень.

 

Д. 18. Ход белых

Используя свои сильные позиции слева и справа, как белым извлечь выгоду из

слабости черного никкен-тоби?

 

 

21

Д.19. Белые бьют в слабый пункт ходом 1, на что черные отвечают 2. Все остальные ходы - вынужденные. После б.9 белые отделяют один черный камень слева.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: