Трагедия древнегреческая

Софисты

Софисты

Первоначально греческое слово "софист" означало "мудрый, знающий человек", однако в 5 в. до н. э. так стали называть профессиональных учителей, которые странствовали и за плату обучали желающих. В число известных софистов, упоминаемых Платоном, входят Протагор и Горгий из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н. э.). В отсутствие системы школ в Греции софисты делали нужное дело, однако профессия софиста была дискредитирована людьми, подобными Фрасимаху из "Государства" Платона, которые учили достигать успеха в обществе, зарабатывать деньги и доказательно спорить на любую тему, совершенно не заботясь ни о морали, ни об истине. Именно поэтому Сократ критически относился к софистам.

* * *

направление др.-гр. философии, зародившееся в сер. V в. до н. э. Начало софистической философии обычно связывают с деятельностью Протагора и Горгия. Видными С. были также Гиппий, Продик, Антифонт, Фрасимах, Пол, Ликофрон и Алкида-мант. Из соч. С. почти ничего не сохран., изложение их взглядов есть во фр-тах и работах антич. авторов. Неизвестному С. принадлежит дошедшее до нас соч. «Двойные речи», в к-ром доказывается относительность понятий добра и зла.

Гл. принцип философии С. - всеобщая относительность, согласно к-рой мерой всего существующего, по словам Протагора, явл. человек. Релятивизм С. основывался на выдвинутой Горгием концепции всеобщей непознаваемости мира. Поэтому невозможность преодолеть чувственно-веществ. многообразие и приобщиться к умопостигаемому Единому вынуждает вырабатывать отношение к каждому конкрет. предмету этого многообразия. Отсюда стремление С. охватить все области челов. знания (Гиппий) и установить правила для словесного выражения предметов (Продик). Отсутствие безусловно истинных доводов сделало иск-во убеждения важнейшим средством повлиять на собеседника и способствовало зарождению риторики (Горгий). Гл. сферой деятельности С. было преподавание. За весьма бол. деньги они брались научить иск-ву управления гос-вом, умению выступать в суде, поэзии, астрономии, истории, мифологии и т. д. и даже добродетели, к-рая заключалась в правильном отношении к окружа­ющему миру. Заслуга С. состояла в просвещении Эллады, небывалом распространении и популяризации филос. и науч. знаний.

 

Трагедия древнегреческая

драмат. жанр, получивший развитие в Афинах в посл, трети VI - V вв. По свид-ву Аристотеля («Поэтика», гл. 4), Т. д. возникла от зачинателей дифирамбов, составлявших часть культового действа в честь бога Диониса, и первонач. ее состояние можно представить себе как обмен песнями между запевалой и хором. По преданию, лит. форму дифирамбу придал Арион, а 1-м трагич. поэтом был Феспид, вер., заменивший зачинателя дифирамбических песен 1-ми пока единств, актером, на к-рого были возложены монологи повест, характера. По ходу действия актер во время песен хора мог удаляться в скену, менять там одежду и маску и выходить в виде др. персонажа. Всего таких выходов актера могло быть, судя по дошедшим Т., 4 или 5: после парода, к-рым открывалась ранняя Т. д. (так еще в «Персах» и «Молящих» Эсхила), после каждого из 3 стасимов и в финале. Со временем пароду стал предшествовать пролог, к-рый, благодаря введению Эсхилом 2-го актера, превратился в более или менее обширную сцену. 3-го актера ввел Софокл, и на этом число исполнителей речевых сцен остановилось. Каждый из 3 исполнителей мог играть по 2 - 3 роли, изображая различных персонажей, число к-рых в Т. д. было невелико. Аристотель указывает также, что Т. д. была снач. шутливой, т. к. возникла их хора сатиров, и только позднее стала серьезной. Этому соответствует этимология слова Т. - от гр. tragos (козел) и ode (песнь): сатиры изображались козлоподобными существами. Вер., свой беззаботный характер Т. д. утратила тогда, когда ее сюжеты вышли за пределы мифов о Дионисе и она обратилась к героич. сказаниям, в к-рых стала искать проблематику, отвечавшую нрав, запросам граждан. Во вс. случае из дошедших до нас названий пьес ранних представителей Т. д. (Феспид, Херил, Фриних) ясно, что к 534 до н. э., когда Феспид впервые выступил в афин. театре, героико-мифолог. содержание Т. д. стало уже совершившимся фактом, а хоры сатиров были вытеснены в сатировскую драму. С 500 представление Т. д. - сост. часть празднества Вел. Дионисий, а с 433 - также Ленеев. Обычай этот сохран. на протяжении мн. веков, вплоть до вр. Рим. империи. Всего известно ок. 250 имен гр. трагич. поэтов, одн. расцвет Т. д. приходится на V в. до н. э., когда жили 3 самых знаменитых афинских трагика: Эсхил, Софокл и Еврипид, к-рых антич. трагедия стремилась увязать между собой и хронологически: к одному и тому же дню в 480, когда Эсхил сражался при Саламине, а Софокл возглавлял хор юношей, славивших победу, было отнесено рождение Еврипида. С ист. т. зр. эта последовательность справедлива в том отношении, что в твор-ве каждого из 3 поэтов нашли отражение 3 этапа, развития афин. демократии: ее становление в период Греко-персидских войн в борьбе с пережитками родового строя; ее расцвет, содержавший в себе зерно послед, кризиса; ее кризис, связанный с отказом от традиц. мировоззрения и особенно обострившийся во вр. Пелопоннесской войны. Соотв. для твор-ва Эсхила гл. явл. проблема нравственного выбора, возникающая перед человеком; включение его поведения в цепь деяний, к-рые не только явл. справедливой расплатой за совершенное некогда преступление, но и приводят к нарушению неких божеств, норм. Персонажи Софокла появляются перед зрителем с уже сложившимся решением, к-рое они отстаивают с героич. непреклонностью, даже если она стоит им жизни. Еврипид ставит своих героев перед проблемами, не допускающими однознач. решения и требующими концентрации сил, выходящей за пределы возможностей человека. Отсюда его повышенное внимание к безвинно страдающим и гонимым, чья судьба не может быть объяснена и тем более оправдана божеств, промыслом. В композ. отношений Т. д. представляет собой, с одн. ст., достаточно однотипный организм, в к-ром речевые партии (пролог, эписодии) чередуются с хоровыми (парод, стасимы); с др. ст., в более поздн. твор-ве Софокла, и особенно у Еврипид а, все бол. роль начинают играть сольные арии персонажей (монодии) и обмен репликами в трохеич. тетраметрах, призванных передать наибольшее эмоциональное напряжение. На протяжении V в. упрощается стиль трагедии: пышные речевые образы Эсхила сменяются сдержанным пафосом Софокла, а затем близким к разговорному языком Еврипида. Развитие трагедии после V в. прослеживается по сохран. фр-там недостаточно. Несомненно, что теряет свое значение хор, - его партии все больше отдаляются от содержания пьесы, представляя собой размышления на отвлеченные темы, переносимые из одной Т. в др., а затем вовсе опускаются при их исполнении. В культ, обиходе читающей публики Т. д. продолжает занимать одно из господствующих мест вплоть до VI - VII вв.

Трагедия римская драмат. жанр, получивший развитие в Др. Риме с сер. III до сер. I в. Начало ему было положено Ливием Андроником, к-рый в 240 поставил 1-ю римскую Т., взяв за основу др.-гр. оригинал (какой именно - неизв.). По этому же пути приспособления для рим. сцены гр. прототипов пошли последователи Ливия: Невий, Энний, Пакувий и Акций; этими именами практически исчерпывается рим. Т., предназначенная для сцены. Твор-во рим. трагич. поэтов дошло только в фр-тах; известно ок. 90 названий их произв. и св. 1800 разроз. стихов (цельные монологи встречаются редко), к-рые, одн., позволяют сделать извест. выводы о том, какие сюжеты пользовались особым предпочтением у рим. драматургов и как они их обрабатывали. Ок. половины сохран. названий охватывают события Троянской войны и примыкающие к ним мифы микен. цикла. На 2-м по частоте месте стоят сказания из легендарной истории Фив. Рим. драматургов интересовали преим. сюжеты, в к-рых была возможность раскрыть величие героич. личности, происходящую в ее душе борьбу между долгом перед коллективом соратников и чувством собственного достоинства (отказу Ахилла от участия в боях и послед, перемене этого решения были посвящены трагедии Энния и Акция; спору между Одиссеем и Аяксом за доспехи убитого Ахилла - произв. Энния и Пакувия). Чаще других гр. трагиков за основу брали Еврипида, но Энний обработал также «Евмениды» Эсхила и соединил в одну трагедию его недошедшую трилогию об отказе Ахилла от гнева и гибели Гектора; у Акция была «Антигона» по Софоклу. Переделывая свои оригиналы, рим. поэты сохран. хор, но меняли размеры лирич. партий; гораздо чаще, чем в гр. трагедии, использовали трохеич. размеры и традиц. для рим. драмы аллитерации и ассонансы; не чуждались они и нек-рых рим. реалий. Особую отрасль Т. р. составляла т. н. претекстата. Из дошед. 7 названий видно, что рим. поэты избирали в кач-ве сюжетов как легендарное прошлое Рима («Ромул» Невия, «Брут» Акция), так и ист. события, свидетелями к-рых были они сами («Амбракия» Энния, «Павел» Пакувия - о победе над македон. царем Персеем в 168 до н.э.).

Наиб, высоко ценили в Риме трагедии Пакувия и Акция, к-рые ставили еще в I в. н. э.; текст их был известен рим. грамматикам почти до самого конца античности. О Т. р. посл, века Республики известно мало. Соч. Юлия Цезаря «Эдип» и дилетантские опусы Квинта Цицерона, брата знаменитого оратора, серьез. значения не имели. По-вид., много удачнее была трагедия Овидия «Медея», известная по положит, отзыву Квинтилиана. Единств, целиком дошедшим памятником Т. р. явл. соч. Сенеки Младшего, также использовавшего др.-гр. образцы. Одн. его трагедии скорее всего были предназначены не для сцены, а для декламации в домашнем кругу или для чтения. Написанные с применением самых выразит, ритор, средств, произв. Сенеки ставили целью облечь в худож. форму стоический тезис о губительности чрезмер. страстей. Впрочем, отдельные монологи из трагедий Сенеки, как и более ранних поэтов, могли в эпоху Рим. империи исполняться со сцены актерами в кач-ве сольных номеров.

ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.
У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.

ФЕТИШИЗМ (франц. fetichisme, от fetiche — идол, талисман) религ. поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.— «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220—21). Для Гегеля Ф.— форма первоначальной, непосредств. религии — колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства — фетиша, достигая того, что ему нужно.

 

Хор в Др. Греции в VI - V вв. непременный участник исполнения произв. хоровой мелики и аттич. драмы. В медике партии X. строились в форме триад, в драме преобладали симметр. строфы. Роль X., очень значит, в ранн. трагедии, на протяжении V в. уменьшалась, пока драматурги не стали писать для X. вставные партии, не связан, с содержанием трагедии. В «древней» аттич. комедии X. занимал тоже очень существ, место, к-рое, однако, к нач. IV в. сильно сократилось. В комедии Менандра X. исполнял только плясовые интермедии между актами. В культовой мелике произв. для X. писались на протяжении всей античности.

Хорег в Др. Греции богатый гражданин, к-рый в порядке обществ, повинности брал на себя расходы по содержанию хора и подготовке пьесы к постановке.

Элегия (от греч. elegos - жалобный напев флейты)

жанр стихотворного произведения, выражающего печальное, задумчивое или мечтательное настроение. Э. возникла у греков в VII в. до н.э. из оплакивания усопших; в этом жанре писали Тиртей, Солон, Мимнерм, Каллин, Феогнид, Фокилид, Симонид и др. поэты. Первоначально э. пели или декламировали под аккомпанемент флейты, затем - просто декламировали. Основоположником рим. э. был Галл Гай Корнелий (69 - 26 до н.э.). Темы его э. - любовь, счастье, муки любви. Мастерами рим. э. были Тибулл, Проперций и Овидий.

* * * в антич. поэзии понятие, в к-рое входили произв., написанные элегич. дистихом и первонач. исполнявшиеся в сопровождении флейты. Жанр Э. возник в Ионии, и само слово малоазийского происхождения восходит к обозначению либо погребальной заплачки, либо тростника, из к-рого изготовлялась флейта. В любом случае Э. рано освободилась от связи с культом и стала использоваться для самовыражения личности. В Э. проникли мотивы назидания и призывы к согражданам (Тиртей, Солон, Феогнид), оценка окружающей действительности (Архилох), любовное чувство (Мимнерм). В эпоху эллинизма любовная Э. насыщается мифолог, материалом (Филет, Гермесианакт) либо приобретает чисто мифолог.-повеств. характер (Каллимах). На рим. почве широкое распространение получила любовная Э. в соединении с мифолог, ученостью. В твор-ве Тибулла, Проперция, Овидия Э. стала средством для создания образа влюбленного поэта и излияния его чувств. Впрочем, в Э. Овидия периода его ссылки осн. место заняли реал, жизненные мотивы.

Эпиграмма (от греч. epigraphe - надпись) сложившийся в VII - VI вв. до н.э. в Греции жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые э. возникли в виде сентенций, надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Э. была близка к элегии, у которой она заимствовала стихотворный размер (дистих элегический), стиль и определенную тематику, преимущественно морально-дидактического содержания. Первым известным мастером э. в греческой литературе был Симонид Кеосский, его последователи - Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский, Каллимах, Антипатр Сидонский и др. В I в. до н.э. была составлена первая антология э., которая, дополняясь в I, VII и X вв. н.э., выросла в большой сборник «Палатинская антология» в 16 кн., содержащий ок. 4 тыс. э. В римской литературе жанр э. стал популярным во II - I вв. до н.э., его мастерами были поэты Катулл и Марциал.

* * * в др.-гр. и рим. лит. законченное по форме короткое стихотв., посвященное к.-н. лицу, событию или пред­мету. Обычный размер Э. - элегич. дистих (реже ямбич. триметр и др.), Э. развилась из собств. надписей, к-рыми греки с древнейших времен снабжали надгробия и любые предметы (сосуды, треножники и пр.), посвящаемые божеству, - поэтому она была по необходимости краткой и анонимной. Первые метрические надписи такого рода относятся в VIII в. до н. э. Сравнит, быстро Э. отделилась от материала, на к-ром была написана, превратилась в самостоят, поэтич. произв. и обрела авторов. Создателем лит. Э. антич. традиция считает Симонида Кеосского. Э. присутствует в твор-ве мн. поэтов классич. периода, но подлинного расцвета и оконч. жанрового оформления достигает в эпоху эллинизма, к III в. до н. э., когда, с изменением ист. и соц. условий жизни, в лит. все ярче стал проявляться интерес к человеку не как к члену гражд. сообщества, а как к самоценной индивидуальности. Расширяется и тематика Э.: кроме традиц. эпитафий и посвятительных надписей, возникает любовная, застольная, ритор., бытовая, сатир. Э. Вместе с тем в эллин. Э. почти полностью отсутствуют гражд. и обществ.-полит. темы, свойственные поэзии классич. эпохи. Признанными мастерами этого жанра были Асклепиад Самосский, Каллимах, Леонид Та-рентский, Мелеагр, Алкей Мессенский и др. С именем последнего связано возникновение Э. как личной инвективы. Уже в нач. I в. до н. э. начали составлять сб. Э., т. н. антологии (см. Антология палатинская), благодаря к-рым до нас дошло ок. 6500 гр. Э. Переход эпиграммах, твор-ва в Рим произошел в I в. до н. а (Катулл) Наибольшее распространение получила здесь сатир. Э., классиком к-рой стал Марциал. Уделяли внимание Э. и поздние рим. поэты (см. Антология латинская). В рус. поэзии, особ, в XIX в., кроме Э. в привычном для нас понимании этого термина, были распространены т. н. антологические стихи - прямое наследие антич. Э. в широком смысле этого слова (напр., «Царскосельская статуя» А. С. Пушкина).

Эпиталамий в др.-гр. мелике песнь, исполнявшаяся хором юношей и девушек перед входом в брачный покой (гр. thalamos) с пожеланием счастья молодым. Наиб, ранние образцы сохран. в фр-тах из стихотв. Сапфо. В рим. лит. известны Э., сочиненные Катуллом (стих. 61, 62, 64), а в более позднее вр. (IV - V вв.) - Авсонием, Клавдианом, Сидонием Аполлинарием.

ЭПИТАФИЙ(греч., от epi - над, и taphos - гроб). Торжественная речь

у древних греков речь, которая произносилась ежегодно в память павших за отечество.

Эпод (греч.) 1) в антич. хоровой мелике ритмическая структура, присоединяемая к симметричным строфе и антистрофе;

2) в антич. поэзии произвел., написанное в перемежающемся ритме (напр., нечет, стихи - дактилич., четн. - ямбич. диметры). Дошли отрывки из Э. Архилоха и 17 Э. Горация

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: