Анатомия кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожная жировая клетчатка

Кафедра дерматовенерологии

 

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по кожным и венерическим болезням

для студентов IV курса

 

Студента(ки) 4 курса лечебного факультета Ф.И.О. __________________________
Группа № Время курации с «____»____________201_ г. по   «____»____________201_ г.  
Преподаватель Ф.И.О. __________________________  

 

 

г. Краснодар 2011г.

 

 

УДК 616.5+616.97 (075.8)

ББК 55.83+55.81

Т 37

 

 

Составители:

Тлиш М.М., к.м.н. доцент, зав. кафедрой дерматовенерологии

Катханова О.А., кафедры дерматовенерологии

 

Переработано:

Авдиенко И.Н., к.м.н., ассистент кафедры дерматовенерологии

 

Под редакцией   Тлиш М. М.

 

 

Рецензенты:

Зав.кафедрой госпитальной терапии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России,

Д.м.н. профессор Скибицкий В.В.

 

Зав. кафедрой общей химии ГБОУ ВПО КубГМУ  Минздравсоцразвития России,

д.м.н. профессор Литвинова Т.Н.

 

 

«Тетрадь для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по кожным и венерическим болезням»: Краснодар, ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, 2011 – 74 стр.

 «Тетрадь для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по кожным и венерическим болезням» составлена на основе примерной программы покожным и венерическим болезнямдля студентов медицинских вузов (1999 г.).

 

 

Рекомендованы к печати ЦМС ГБОУ ВПО  КубГМУ Минздравсоцразвития России

протокол № 5 от 12.01.2012г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тематический план изучения дисциплины включает аудиторную и самостоятельную работу.

 

 

Цели изучения раздела:

Сформировать у студентов, умения и навыки самостоятельной работы на основе теоретического курса, а также научить навыкам самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности.

 

 

Данное пособие разделено согласно учебной программы на два крупных раздела. Включает тематику практических занятий по дерматовенерологии, целевые вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, которые сформулированы на основе теоретического курса по дисциплине и акцентированы согласно профильности факультета, раздел заметки по каждому занятию, перечень практических навыков и экзаменационные вопросы по каждому из разделов курса дерматовенерологии.

 

Студент должен получить представление:

- о творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем

- о социально-оценочной деятельности

Студент должен знать:

- теоретический объем материала к каждому практическому занятию

 

Студент должен уметь:

- на основе теоретических знаний самостоятельно найти конструктивное решение поставленной задачи

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью, которая предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем на кафедре дерматовенерологии разработана стратегия формирования системы умений и навыков самостоятельной работы.

Согласно новой образовательной парадигме студенты формируют фундаментальные знания, профессиональные умения и навыки деятельности по дисциплине дерматовенерология, опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опыт социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Основой самостоятельной работы на кафедре дерматовенерологии служит теоретический курс, комплекс полученных студентами знаний. При распределении заданий студенты получают тетрадь для практических занятий по кожным и венерическим болезням, набор наглядных презентаций для подготовки к занятиям для лучшего усвоения материала, методические указания, список необходимой литературы.

Таким образом, самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей  именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 1.

 

ТЕМА: Дерматовенерология как самостоятельная клиническая дисциплина, ее содержание, задачи и методы. Основные этапы развития дерматологии. Отечественная дерматологическая школа (А.Г. Полотебнов, А.И. Поспелов, В.М. Тарновский, Т.П. Павлов, П. В. Никольский, В.В. Иванов, Г.И. Мещерский, П.С. Григорьев, О.Н. Подвысоцкая, Л.Н. Машкиллейсон, Б.М. Пашков, М.М. Желтаков, В.А. Рахманов, С.Т. Павлов, П.В. Кожевников). Анатомия кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожная жировая клетчатка. Кровеносные и лимфатические сосуды. Нервно-рецепторный аппарат. Придатки кожи. Строение слизистой оболочки рта и красной каймы губ. Возрастные особенности. Физиология и основные функции кожи и слизистой оболочки рта. Связь кожи и слизистой оболочки рта с другими органами и системами. Участие кожи и слизистой оболочки рта в водном, минеральном, белковом, углеводном, витаминном, ферментном и жировом обмене. Кожа как место образования биологически активных веществ. Защитная, иммунологическая, терморегуляционная, выделительная, резорбционная, дыхательная функции кожи. Кожа — орган чувств. Основные патологические процессы, происходящие в коже и слизистой оболочке рта и их роль в образовании элементов сыпи. Острое и хроническое воспаление. Акантолиз, акантоз, гранулез, гиперкератоз, папилломатоз, паракератоз, спонгиоз, баллонная дистрофия, специфическая и неспецифическая инфильтрация (пролиферация). Опухолевый процесс. Гигиена кожи. Семиотика кожных болезней. Морфологические элементы кожных сыпей (первичные и вторичные), их клинические особенности, в том числе при локализации на губах и слизистой оболочке рта. Этиология и патогенез кожных болезней. Роль экзогенных, эндогенных, социальных факторов в возникновении и развитии дерматозов. Значение изменений кожи в диагностике некоторых заболеваний внутренних органов, эндокринной системы и нарушений обмена веществ. Роль генетических факторов, патологии нервной системы, иммунологических нарушений, заболеваний внутренних органов в патогенезе дерматозов. Принципы общего и местного лечения больных хроническими дерматозами. Основные способы наружного применения лекарственных средств в дерматологии Вторичная и первичная профилактика. Вопросы деонтологии. Методика обследования больных дерматозами, в том числе и с локализацией высыпаний на слизистой оболочке рта. Выявление жалоб, сбор анамнеза заболевания, жизни. Выявление наследственности, влияние анте- и перинатальных факторов, перенесенных заболеваний, приема лекарств, условий жизни. Выявление общего состояния, обследование по органам и системам. Обследование состояния непораженной и пораженной кожи, выявление первичных: пятно, папула (узелок), бугорок, узел, волдырь, пузырек, пузырь, пустула и вторичных морфологических элементов: чешуйка, корка, эрозия, язва, трещина, ссадина, рубец, лихенификация (лихенизация), вегетации; вторичные депигментированные и гиперпигментированные пятна. Проведение дополнительных дерматологических исследований: поскабливание, витропрессия, надавливание пуговчатым зондом, пальпация, выявление чувствительности, исследование содержимого полостных элементов на флору и морфологический состав.

 

Самостоятельная работа:

Анатомия кожи. Эпидермис. Дерма. Подкожная жировая клетчатка.

Акантоз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Акантолиз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Гранулез   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Гиперкератоз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Паракератоз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Вакуольная дистрофия   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Спонгиоз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
Экзоцитоз   ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: