Гов о естеств потреб общ в опр орг-ции, представители псих-кой теории счит, что общ и гос-во есть следствие псих-ких закономерностей разв чел-ка

В действ-ти же объяснить причины возник-ия и функц-ия гос-ва только с псих-кой т зр вряд ли возм. Пон, что все общ-ые явл разреш-я на основе псих-их актов людей и вне их нет ничего общ-ого. В этом смысле псих-кая теория объясняет многие?? общ-ной жизни, кот ускользают от внимания экономич, дог, орг-кой теорий. Однако попытка свести всю общ-ную жизнь к псих-му взаимод-ю людей, объяснить жизнь общ-ва и гос-ва общими зак-ми псих-ии - такое же преувел-ние, как и все др представления об обществе и гос-ве.

Гос-во - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими об-ными факторами: биолог-ми, псих-ми, экономич-ми, соц-ми, религ-ми, нац-ми и др. Их общее научное осмыс-е вряд ли возможно в рамках какой-то 1 универсальной теории, хотя в истор челов-й мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Суть псих-ской теор заключ в том, что она пыт-ся объяснить возник-е гос-правовых явлений и вл особыми псих-ми пережив-ми и потребн-ми людей. Это потребность властвования у одних и подчинения у др. Это осознание необх-ти потреб-сть послушания, повиновения опр-ным лицам в общ-ве. Потребность след-ть их указ-ям.

Псих-я теория гос-ва и пр рассм-ла народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своих работах по теории гос и пр Петражицкий подразделяет пр на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное).

Автономное пр образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести.

Позитивное правовое представление им место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем норм-ном акте.

По Петражицкому, право вып-ет распред-ную и организ-ную общ-ные ф-ции.

Сод-ние распр-ной ф-ции выр-ся в том, что правовая психика наделяет гр-н матер-ми и идеальными благами: неприкос-тью личности, свободой сов-ти, своб слова и др.

Организ-ная ф-ция пр состоит в наделении суб-в властными полномоч-ми.

Несмотря на известную теоретич-ю сложность и «замкнутость» на псих-кой стороне правовых явл-й общ-ной жизни, многие принцип-е положения теории Петражицкого, в т ч и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко исп-ся совр-ной теорией гос и пр.

 

Историческая школа права, естественно-правовая и классовая теории о происхождении права.

По мере развития государства и права, усложнения отношений меняется отношение к сущности права. Появилось много различных правовых идей, представлений и теорий о праве. Право понимается как система регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.

При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты:

- естественно-исторический характер происхождения права;

- его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов;

- нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей;

- наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства;

- ведущая роль государства в формировании правовых предписаний;

- взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.

История происхождения права всех народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к урегулированию общественных отношений. Прежде всего, правовой охране подвергается личная неприкосновенность носителей установившейся власти. Право угрожает самыми суровыми наказаниями за всякое покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти.

Теория естественного права

Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок.

Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности "настоящего права". Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В сод-ную хар-ку естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы естественного права наиболее полно отражены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции России (ч. 2 ст. 17) отмечается, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: