Государство- это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах опред террит.
Функция Г.- это основные направления деятельности, в которых выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи гос-ва по управлению обществом в присущих ему формах и методах.
К таким ф-ям можно отнести:
-перераспределение национального дохода для обеспечения социальной защиты;
-использование стимулов материальной заинтересованности для развития наиболее важных отраслей экономики и сфер общественной жизни;
-поддержание цивилизованного порядка (борьба с преступностью);
-использование гос.-прав. средств для разрешения конфликтов между отдельными соц-ми и нац-ми группами;
-экологическая.
Классификация
1 по средствам осуществления
а)постоянные - присущ многим этапам развит общества
б)временные - присущи 1 или нескольким этапам
2 по признаку разделения властей
|
|
а)законодательная
б)исполнительная
в)судебная
3 по приоритетности гос деятельности
а)классовые
б)специальные
4 по своей значимости
а)основные- имеют базовое начало на определенном этапе
б)производствен.- имеет вторичное значение
5 по месту их осуществления
а)внутренние - отражают цели и задачи внутри страны
б)внешние - цели и задачи на внешней арене
6 Общие
Формы осуществления функций государства.
Формы осуществления функций государства — это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
Правовые организационные
К правовым формам относятся:
1) правотворческая — деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;
2) правоприменительная — деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
3) правоохранительная — деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.
К организационным формам относятся:
1) организационно-регламентирующая — текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;
|
|
2) организационно-хозяйственная — оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;
3) организационно-идеологическая — повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.
Эволюция функций российского государства.
1. Советское государство осуществляло следующие 4 внутренних функции:
ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ:
- хозяйственно-организаторскую (государственное планирование, организация и регулирование производства в масштабах всей страны)
- регулирования меры труда и потребления ( ориентирована на организацию и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве, распределением предметов потребления, регулированием торгового и бытового обслуживания населения)
- культурно-воспитательную (нацелена на решение задач в идеологической сфере, развитие культуры, искусства)
- охрану правопорядка ( для охраны социалистического общественного строя, социалистической собственности, укрепления государства). Защита прав и свобод граждан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными интересами
Такая классификация функций и их содержание основывались на представлении о государстве как главном инструменте социалистического строительства.
В этот период государство осуществляло централизованное руководство всеми сторонами жизни общества, являлось собственником основных средств производства.
Особенности современной формы российского государства.
По форме правления современное Росс Г представляет президентско – парламентскую республику, основанную на разделении властей. В этой области процессы имеют переходный период. Формирование системы разделения властей знает перехлесты, когда происходит борьба за сферы влияния между исполнительной и законодательной властями, между Президентом и Верховным Советом, Президентом и Гос Думой. Четсертая власть – СМИ, пытается временами встать над всеми другими ветвями власти выйдя из под идеологического контроля. Формируется в президентско-парламентской респ и пятая – президентская власть. Структуры, обеспечивающие Президенту выполнение функций главы Г, гаранта прав и свобод человека, провозглашенных Конституцией РФ, возникают объективно, и их взаимодействие без дублирования с другими ветвями власти становится насущной необходимостью. Формирование института президенства в России отвечает общим закономерностям современной общепланетарной государственности – из 183 Г при ООН 130 имеют президентскую систему правления. Форма правления современного Рос Г получила свое закрепление в Конституции Рос Г (1993 г) и становится основой для ее модернизации как по организации, так и по формам деят-ти. Общество начинает жить по Конституции, конституционная реформа завершена.