| Годы | Р уст, млн кВт | W год, млрд кВт×ч |
| 1940 1960 1970 1980 1990 | 7 35 107 183 214 | 31 197 470 804 1082 |
| 1991 1992 1993 1994 1995 1996 | 214/ 201* 212/ 201 Нет данных/ 203 215 / 204 215/ 205 214/ 192 | 1068/ 1047* 1008/ 989 957/ 937 876/ 858 860/ 833 847/ 801 |
| 1997 1998 1999 2000 | Нет данных / Нет данных 214/ Нет данных 215/ 197 213/ Нет данных | 834/ Нет данных 826/ Нет данных Нет данных/ Нет данных 878/ Нет данных |
* В числителе – мощность и выработка всех станций России, в знаменателе – по РАО ЕЭС.
Раздел энергетической собственности между независимыми государствами – бывшими республиками СССР – потребовал изменения характера и структуры управления энергетическими системами. В 1992 г. одиннадцать членов СНГ заключили соглашение "О координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики СНГ". В соответствии с ним был создан электроэнергетический Совет из числа первых руководителей энергетических отраслей стран СНГ и его постоянно работающий орган – Исполнительный комитет. Позднее к соглашению присоединилась Грузия, а страны Балтии прикомандировали к Совету своих наблюдателей. Однако эффективной системы управления, объединенной энергетикой, создать не удалось.
После разделения ЕЭС СССР энергетика многих республик – Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Молдавии, Таджикистана – оказалась в плачевном состоянии. Национальные энергосистемы вышли из режима параллельной работы с ЕЭС России. В результате выработка электроэнергии в странах СНГ упала на 30…40%.
Разделение энергосистем нанесло ущерб и России. Ряд ее регионов оказался связанным с основной электроэнергетической сетью страны через сети независимых государств, что создало большие сложности. Так, например, Псковская область часть электроэнергии получает через энергосистемы Прибалтики и Белоруссии. Калининградская область вообще не имеет электрической связи с Россией и снабжается электроэнергией от энергосистем Прибалтики и Белоруссии. Северный Кавказ связан с ЕЭС России через энергосистему Украины, а Сибирь – через энергосистему Казахстана. Повысился дефицит мощности в системе Южэнерго, в Калининградской области; значительно осложнилось электроснабжение в Омской, Челябинской и Свердловской областях, резко снизились перетоки энергии из энергоизбыточных регионов Сибири в западном направлении. На Дальнем Востоке, электрически не связанном с основной частью ЕЭС, разразился настоящий энергетический кризис.
Энергетики России постоянно ищут пути выхода из сложившегося тяжелого положения, получившего название "отложенного энергетического кризиса страны". Смысл этого определения состоит в том, что относительно стабильное снабжение электроэнергией национального хозяйства и социальной сферы в настоящее время при снижении выработки электроэнергии обеспечивается за счет существенного снижения потребления энергии промышленностью, находящейся в стадии стагнации (с 1990 по 1997 г. выработка электроэнергии уменьшилась на 23%, а валовой национальный продукт сократился на 42%, промышленное производство – главный потребитель электроэнергии – снизилось на 52%). Увеличение промышленного производства и связанный с этим рост потребления электроэнергии при существующем положении в электроэнергетике страны могут привести к настоящему энергетическому кризису. Энергетика станет тормозом развития экономики страны.
В поисках выхода из сложившейся ситуации проводятся значительные преобразования энергетического сектора страны. В декабре 1992 г. было организовано Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО "ЕЭС России"). В уставной капитал РАО "ЕЭС России" были переданы из районных энергосистем крупные электростанции мощностью: тепловые – 1 млн кВт и более, гидравлические – 300 тыс. кВт и более, системообразующие линии электропередачи и трансформаторные подстанции, формирующие Единую энергосистему России, ее Центральное диспетчерское управление, диспетчерские управления ОЭС, научно-исследовательские и проектные организации. На базе крупных электростанций организованы дочерние акционерные общества РАО "ЕЭС России", а на базе 72 региональных энергосистем – региональные акционерные общества АОэнерго. 49% акций региональных АОэнерго входят в уставной капитал РАО "ЕЭС России". По данным на 1995 г., 50% уставного капитала РАО "ЕЭС России" были государственной собственностью, остальной частью акций владели частные юридические и физические лица. Такое сочетание, по мнению специалистов, должно позволить привлечь в электроэнергетику частные инвестиции при сохранении контроля государства за энергетикой страны.
Вопрос инвестиций в энергетику является наиболее острым, если учесть прогрессирующий рост устаревшего (требующего демонтажа или реконструкции) оборудования энергосистем, прежде всего генерирующих мощностей (табл. В4).
К настоящему времени в составе РАО "ЕЭС России" функционируют тепловые и гидравлические электростанции общей мощностью около 95 млн кВт. Параллельно с ними работают также атомные электростанции мощностью порядка 20 млн кВт, являющиеся государственными предприятиями. Общая мощность электростанций, входящих в состав региональных АОэнерго, составляет примерно 80 млн кВт.
Реорганизация электроэнергетики страны позволила создать федеральный оптовый рынок энергии и мощности (ФОРЭМ), что должно было способствовать здоровой конкуренции между производителями электроэнергии, снижению затрат на ее производство, повышению экономической эффективности электроэнергетики. Важной составной частью экономической политики в области электроэнергетики является также государственное регулирование тарифов на электроэнергию при общей тенденции их постепенного увеличения в целях повышения рентабельности энергетического производства.
Таблица В4
Доля устаревшего оборудования электростанций, %
| Тип станций | Годы | ||
| 2000 | 2005 | 2010 | |
| ТЭС ГЭС АЭС | 26 42 - | 37 47 18 | 50 56 44 |
В целях предотвращения надвигающегося тяжелого энергетического кризиса в 1995-1996 гг. разрабатывается Энергетическая стратегия России (ЭСР), введенная в действие Указом президента России "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 г.". В ее обеспечение составляется Комплексная целевая программа "Топливо и энергия", принимается ряд законодательных актов.
Основываясь на материалах общего анализа экономической ситуации в России и состояния ее национального хозяйства, ЭСР исходит из того, что стагнация промышленности закончится примерно к 2000 г. и далее начнется постепенный рост промышленного производства и улучшение экономической обстановки в стране. Вместе с ростом промышленного производства будет расти потребность в электроэнергии и генерирующих мощностях.
Основной вариант ЭСР предусматривает обязательный, но умеренный рост производства электроэнергии с выходом на уровень 1991 г. к 2005 г. (есть и более пессимистический вариант с выходом на этот уровень к 2010 г.). Дефицит мощности предполагается покрыть за счет ускоренного строительства тепловых конденсационных электростанций, требующих наименьших капитальных вложений и обеспечивающих быстрый ввод в действие. По этой же причине планируется наряду с крупными электростанциями активное строительство станций средней и малой мощности.
Перспективным считается строительство парогазовых блоков, хотя это прогрессивное направление сдерживается практическим отсутствием в России энергетического газотурбостроения. Экологические проблемы энергетики намечено решать за счет увеличения доли газового топлива на новых электростанциях. В целом сохраняется существующая структура энергетики (доля тепловых, гидравлических и атомных электростанций в общем энергетическом балансе), а также доля теплоэлектроцентралей в составе ТЭС (до 33%).
Прогноз развития по основному варианту ЭСР приведен в табл. В5.
Таблица В5






