Прогноз развития электроэнергетики России

Годы Р уст, млн кВт W год, млрд кВт×ч
2005 211…213* 927…935*
2010 217…231 1015…1070
2015 226…245 1110…1205
2020 243…272 1215…1365

* Первая цифра отвечает неблагоприятному варианту развития энергетики, вторая – благоприятному варианту.

Важной составляющей ЭСР является задача резкого усиления энергосбережения в промышленности и в социальной сфере. Важность этого направления ЭСР исключительна, поскольку за 20 лет

 (1970…1990 гг.) электроемкость валового национального продукта (ВНП) снизилась в США на 28%, в ФРГ – на 21%, в Японии – на 35%, а в СССР увеличилась на 18%. Вследствие стагнации промышленности электроемкость ВНП в России за 1990…1995 гг. увеличилась еще в 1,5 раза.

При выводе из эксплуатации оборудования, достигшего предельного срока наработки, и ожидаемом согласно ЭСР росте потребления электроэнергии в 2010 г. дефицит мощности по данным РАО "ЕЭС России" (рис. В1) достигнет 134 млн кВт. Если даже предположить, что потребление энергии в 2010 г. останется на сегодняшнем кризисном уровне, то все равно необходимо ввести 100 млн кВт новых мощностей. Это совершенно нереально, так как потребует около 50 млрд долларов инвестиций в энергетику даже в том случае, если ввод 40% мощностей будет осуществляться за счет модернизации энергоблоков. Величина капиталовложений для полной реализации ЭСР по оценке РАО "ЕЭС России" составляет не менее 70 млрд долл. (по оценкам Института энергетических исследований РАН инвестиционные потребности электроэнергетики в 2001…2010 гг. составят 58…70 млрд долл., а в 2011…2020 гг. – еще 100…120 млрд долл.). Страна такими ресурсами не обладает.

Дефицит мощности в случае его возникновения может расти с такой же скоростью, с какой наращивали мощности 20…30 лет назад, т.е. 5…7 млн кВт в год. Если даже сразу будут найдены необходимые инвестиции и начнется сооружение электростанций, то в эксплуатацию они войдут не ранее чем через три года для ТЭС и через пять лет для АЭС (таков минимальный цикл от начала проектирования до ввода в эксплуатацию). Для ГЭС эти сроки еще больше.

Для подъема экономики страны необходимо опережающее развитие энергетики. Организационная перестройка в энергетике, направленная на создание рыночных отношений, пока не дала ожидаемых результатов. Для предотвращения энергетического кризиса нужна осознанная воля и жесткая государственная программа, нужна новая энергетическая стратегия России. Эта задача общенациональная, выходящая далеко за рамки энергетических структур страны. По существу России нужен новый план ГОЭЛРО.

Однако продолжается дальнейшее реформирование электроэнергетики в направлении ее "либерализации". Реформирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом об электроэнергетике № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г., принятым несмотря на многочисленные протесты специалистов и ученых, энергетиков и экономистов. Реформой предусматривается создание Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС). Для управления ЕНЭС создается специальная управляющая компания и системный оператор, осуществляющий оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике. И управляющая компания, и системный оператор являются открытыми акционерными обществами, в которых доля Российской Федерации в уставном капитале в период реформирования не может быть менее 52%, а после завершения реформ должна составлять 75% плюс одна голосующая акция.

Генерирующие мощности (электрические станции) выходят из РАО "ЕЭС России", образуют оптовые генерирующие компании и самостоятельно выступают на конкурентном рынке электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии действуют поставщики электроэнергии (генерирующие компании) и потребители электроэнергии (энергосбытовые организации, крупные потребители), а также администратор торгового оптового рынка – некоммерческая организация, управляющая процессом купли-продажи электроэнергии. Оптовый рынок действует на основании Правил, утверждаемых Правительством РФ.

Организуются также розничные рынки электроэнергии, на которых выступают потребители электроэнергии, энергосбытовые организации, так называемые гарантирующие поставщики электроэнергии, производители электроэнергии, не участвующие в оптовом рынке, а также органы управления розничными рынками.

Предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, обеспечивающее баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии.

Оправдает ли себя реформирование электроэнергетики, мы узнаем в ближайшее время.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: