Исследование произвольного внимания с помощью числовых квадратов. Показатели. Критерии

    Таблицы, разработанные Э. Шульте, представляют собой квадрат, разбитый на 5 столбцов и 5 строчек, в которых случайным образом размещены 25 чисел от 1 до 25. Они яв-ляются незаменимым инструментом экспериментального воздействия ввиду легкости приме-нения, четкости представления полученных результатов и наличию устоявшейся норматив-ной базы для детей и взрослых. Таблицы давно переросли экспериментальные рамки и широ-ко используются как инструмент психодиагностики (например, СДВ, утомляемости, истоща-емости и т.д.) и психокоррекции.

    Процедура эксперимента проста. Испытуемому предъявляют подряд десять таблиц Шульте с минимальными интервалами. Экспериментатор измеряет время прочтения каждой таблицы и количество ошибок (пропусков цифр или сбоев при ответе).

    Инструкция испытуемому: “Вы должны находить цифры последовательно от 1 до 25 как можно быстрее, каждый раз громко называя цифру и показывая ее обратной стороной карандаша. Начали!”. Ответ оценивается по четырехбалльной системе:

    отлично - менее 20 секунд;

              хорошо - 20-25 с;

              удовл.            - 30-45 с;

              плохо             - более 1 мин.

    Результаты заносятся в таблицу:

 

№ таблицы     1  2  3  4  5 ... 9  10 Примечание

результаты                                                                                    

М=; =;                                                                               

 

    В примечании отмечается общее количество ошибок. Экспериментатор отмечает так-же стратегию поиска цифр: скользит ли испытуемый взглядом по строчкам (столбцам) или взгляд неподвижен. Это также отмечается в конце примечания. В ходе обработки результатов строится график скорости работы в зависимости от порядка предъявления таблицы. Выводы об особенностях внимания делаются исходя из того, что у здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время.

 

9 .Исследование внимания. Методика «Черно-красная таблица». Показатели. Критерии.

Методика. Исследование переключения внимания с помощью таблиц Горбова.

Цель: Изучение свойств устойчивости и переключаемости внимания.

Таблица состоит из двух совмещенных таблиц Шульте и представляет собой квадрат 7 х 7 ячеек, в которых в случайном порядке размещены 25 черных чисел и 24 красных..

 

Ход выполнения задания. Работа выполняется в три этапа.

    Испытуемому показывают черно-красную таблицу. Испытуемый должен:

1. показать по порядку числа черного цвета от 1 до 49 (нечетные);

2. показать числа красного цвета от 24 до 1;

3. показать числа в таком порядке: 1 черное, 24 красное, 3 черное, 23 красное, 5 черное и т.д.

 

    Фиксируется время с помощью секундомера. Экспериментатор отмечает также харак-тер выполнения задания. Разность между временем, необходимым для выполнения задания с и суммой времени, затраченного на выполнение заданий а и b, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой. Следует сравнить среднее групповое время переключения внимания с индивидуальным.

Типы гипотез. Требования, предъявляемые к гипотезе исследования. Каузальные гипотезы – эмпирические признаки причинной связи между двумя явлениями.

 

В узком смысле слова теория есть утверждение или совокупность утверждений, которые устанавливают отношения между переменными.

Эти утверждения включают по крайней мере одно понятие, которое отражает явления, не наблюдаемые непосредственно, и которое необходимо для объяснения отношений между переменными.

Следовательно, теория есть совокупность взаимосвязанных понятий, определений и суждений, которые обеспечивают систематическое видение явлений, точно определяет отношения между переменными с целью объяснения и предсказания этих явлений.

Переменная есть любая характеристика социального или физического окружения, которая может принимать различные значения. Примерами переменных являются цвет глаз или цвет волос человека, интеллект, свойства личности и т. д.

Наука не может быть чисто теоретической или чисто эмпирической. Для движения вперед наука использует как теории, так и эмпирические пробы, то есть эксперименты.

Теория является продуктом научной деятельности и ее исходным пунктом. Она всегда должна рассматриваться как ложная априори, потому что не может быть ничем иным, как упрощением реальности.

При создании теории могут быть использованы индуктивный и дедуктивный методы.

Индуктивный метод предполагает движение от частного к общему, то есть от фактов к теории. Выводы, сделанные на основе анализа единичного факта или явления, считаются справедливыми для всех других аналогичных фактов и явлений. Общее теоретическое знание выводится исходя из закономерности, полученной в единичном, эмпирическом случае (от частного к общему). Строго говоря, понятие, выведенное индуктивным путем, является недоказуемым, потому что не доказано само положение о том, что можно делать универсальные (общие) утверждения, исходя из отдельных и частных утверждений.

Закон, полученный с помощью индукции, есть не что иное, как хорошая гипотеза, которую надо проверить возможно большим количеством исследований.

Согласно дедуктивному методу, гипотеза, напротив, есть, в первую очередь, общее утверждение, которое затем подвергается эмпирической проверке.

Сначала исследователь формулирует более или менее специфические постулаты и гипотезы, а затем собирает данные с целью проверки этих гипотез.

Оба метода дополняют друг друга, пересекаются и используются взаимосвязанно. Отношение между теорией и экспериментом является очень тесным. Эксперименты проводятся для познания действительности и выработки теорий.

Гипотеза является частью теории. В целом это утверждение, которое устанавливает отношение между двумя понятиями или переменными.

Например, можно сказать, что если произойдет событие X, то с определенной вероятностью будет наблюдаться событие Y.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: