В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей, подготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе преподавателей, учителей и руководителей системы образования. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования являются следующие:
Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса.
Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
Наличие научной гипотезы.
Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.
Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.
|
|
Подбор и анализ литературы.
Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.
Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
Подготовка и проведение эксперимента.
Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.
Практически почти каждый из перечисленных этапов подготовки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне автономное, независимое исследование.
Эксперимент -- это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез-предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента, как нет его без убедительного теоретического и статистического доказательства, отвечающего современным требованиям.