Карл Готтгард Лангханс

Родился Карл-Готтгард Лангханс в 1733 году. Зодчество Карл-Готтгард изучил в основном с помощью практических занятий и частных уроков в Бреславле.

Карл Лангханс свое архитектурное мастерство значительно усовершенствовал в период с 1759 по 1775 годы, благодаря тому, что путешествовал по Италии и других странах.

Когда он вернулся на родину, он при бреславльской камере состоял старшим архитектором и выстроил там Гацфельденский дворец и еще пару других зданий. Карла Лангханса в 1792 году вызвали в Верден, чтоб он там сделал внутреннюю отделку в местном оперном театре.

После того, как эти работы были окончены, он служил в дворцовом строительном управлении главным начальником. Более того, Лангхансу поручили закончить в Потсдаме постройку мраморного дворца, которую начал Контард. В прусской столице архитектор выполнил немало других работ.

Однако известным стал Карл Лангханс, прежде всего благодаря авторству в Берлине Бранденбургских ворот, сооруженных в 1788—1791 годах. Дорический ордер используется для возвеличивания усиливающегося Прусского государства. Это монументальное и строгое сооружение достойно завершает ряд знаменитых сооружений немецких архитекторов восемнадцатого столетия. Хотя в постройке заметен оттенок милитаристской жесткости. К воротам в 1868 году с каждой стороны были сделаны пристройки в виде греческих храмов, имеющие восемнадцать колон.

Квадрига, которая украшает Бранденбургские ворота выполнена Готфридом Шадовым, который является крупнейшим берлинским скульптором-классицистом. Чья официальная холодность весьма неплохо гармонирует с архитектурой. Бранденбургские ворота стали первым опытом применения древнегреческого стиля в немецкой архитектуре.

Умер Карл Ленгханс в 1808 году.

Развитие немецкой архитектурной школы первой половины 19 века во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.

Карл Фридрих Шинкель (1781— 1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. Считается лидером «романтического историзма» в немецком зодчестве.

Родился в Нойруппине (Бранденбург) в семье архидиакона Лютеранской церкви. После кончины отца переехал в Берлин (1795), где учился архитектуре под руководством братьев Гилли в только что основанной ими Академии архитектуры (с 1798 по 1800), одновременно с этим работая художником на фарфоровой фабрике.

в 1800 г. закончил Берлинскую академию архитектуры, а в 1803—1805 гг, посетил Италию и Париж.

Изначально Шинкель занимался живописью: писал пейзажи, исторические сцены, создал немало ландшафтных диорам и панорам. В 1811 стал первым немецким литографом: листы Вечер и Утро. Под влиянием Каспара Фридриха принципы классицизма со временем все активнее сочетались в его станковых работах с романтическими веяниями; историко-античная тема перемежалась национально-средневековыми мотивами. Среди типических картин Шинкеля — «Собор над городом», «Взгляд на Грецию цветущей поры». Внес яркий вклад в сценографию немецкого романтизма, создавая в 1815—1832 эскизы задников для спектаклей берлинских королевских театров (гуаши к постановке «Волшебной флейты» В. А. Моцарта, 1815, Графическое собрание Государственных музеев, Берлин; и др.). Оформлял торжественные церемонии (юбилейный Дюреровский праздник в Певческой академии, 1828; придворный «Праздник Белой Розы» в Потсдаме, 1829).

Деятельно занялся зодчеством с той поры, как его в 1810 году назначили асессором Прусской строительной депутации. Последовательно продвигаясь по служебной лестнице, Шинкель сосредоточил в своих руках контроль над важнейшими строительными работами в королевстве. Реформировал ампир, археологически уточнив его античные формы, а с другой стороны — придав им еще более свободную, гибкую вариативность.

Уже в ранних работах Шинкеля классические формы построек соответствуют их современным функциям. Новая караульня в Берлине, возведённая по его проекту в 1816— 1818 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Угловые выступы усиливают впечатление мощности сооружения, портик же вносит в композицию оттенок официальной торжественности. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (1819—1821 гг.): его стены, прорезанные радами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика.

Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей в Берлине (1824—1828 гг.), прямоугольное здание с величественным портиком во всю ширину фасада. Внутренняя планировка полностью приспособлена к музейной экспозиции: светлые галереи с четырёх сторон окружают центральный зал, предназначенный для античной скульптуры.

Увлечение Шинкеля готикой и современным английским индустриальным строительством (в 1826 г. архитектор побывал в Англии) отразилось в его последней крупной работе — новом здании Строительной академии в Берлине (1831 — 1835 гг.). Это четырёхэтажное массивное сооружение из неоштукатуренного кирпича сразу прозвали «красным ящиком». Насмешливые берлинцы не подозревали, что перед ними прообраз архитектуры будущего — прекрасно спланированное светлое здание, почти лишённое украшений, но восхищающее гармоничной ясностью форм.

В конце жизни Шинкель разрабатывал проекты фабрик, контор, библиотек, магазинов-пассажей и многоквартирных домов. Многое из этих проектов нашло отражение в постройках XX столетия.

В постройках Карла Фридриха Шинкеля (1781 —1841) царит строгий спартанский дух, но они отмечены тяжеловесностью и некоторой сухостью исполнения (Новая караульня в Берлине, 1816—1818). В ряде поздних сооружений Карл Фридрих Шинкель использует черты готического стиля, предвосхищая некоторые тенденции дальнейшего развития немецкой архитектуры (Капелла в Александрии).

___________

 

Младший современник Шинкеля Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) также учился в Берлине, затем стажировался в Париже и посетил Италию. В 1815 г. он был назначен придворным архитектором баварского короля Людвига I (1825—1848 гг.).

В отличие от работ Шинкеля — зодчего, опередившего своё время, — творчество фон Кленце обращено в прошлое. Каждая его постройка — достаточно свободная вариация на тему того или иного исторического стиля. Возведённое в Мюнхене здание Глиптотеки (1816— 1830 гг.) — коллекции произведений скульптуры — выдержано в стиле древнегреческого зодчества, а фасад Старой пинакотеки (1826—1836 гг.) — картинной галереи, в которой были собраны работы старых мастеров, — повторяет формы итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Впрочем, постройки фон Кленце тоже предвосхищают будущее зодчества: через несколько десятилетий подобное заимствование форм и орнаментов из прошлого, причём ещё более механическое, станет настоящим бедствием европейской архитектуры.

В 1830—1842 гг. по проекту фон Кленце был сооружён памятник Валгалла (по названию загробной обители павших воинов в древнегерманской мифологии) близ Регенсбурга. Он был задуман как пантеон немецкого народа. Центральный элемент мемориала — здание из серого мрамора в виде античного храма, внутри которого помещены бюсты ста шестидесяти трёх знаменитых немцев. Постройка удачно сочетается с живописным ландшафтом — она венчает высокий лесистый холм на берегу Дуная, от подножия холма к мемориалу ведёт величественная лестница.

Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге (оно строилось с 1839 по 1852 г.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: