1. Изменения в системе образования, т.е. подготовке и переподготовке:
· внедрение нового образовательного стандарта;
· переход на многоуровневое сестринское образование;
· обучение новым технологиям с позиции новой философии С.Д.
2. Изменения в трудовой сфере:
· повышение престижа профессии - возможность профессионального роста;
· мотивация медсестёр к самостоятельной научно – исследовательской работе;
· пересмотр обязанностей, тарифных сеток, нагрузок, перечня должностей;
· внедрение стандартов сестринской деятельности.
3. Создание нормативно-правовой базы сестринского дела.
В 1994 году создана Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России». Президент - Саркисова Валентина Антоновна. Омская ассоциация представлена более чем 10 000 представителями - одна из самых многочисленных в стране. Президент – Зорина Татьяна Александровна.
Задачи ассоциации:
· активное участие в Государственной политике в здравоохранении;
· поддержка научных исследований в сестринском деле;
· разработка и издание методической литературы;
· управление внедрением новых сестринских технологий;
· осуществление юридической защиты медицинских сестёр;
· отстаивание профессиональных интересов медсестер в системе здравоохранения;
· улучшение условий труда и повышение заработной платы;
· расширение информационного пространства в сестринском деле;
· возрождение традиций сестринского милосердия;
· международное сотрудничество.
Ассоциация медицинских сестер России в течение 10 лет является членом Европейского форума сестринских, акушерских ассоциаций и ВОЗ, а в 2005 году была принята в Международный Совет медицинских сестер. С этого момента Ассоциация принимает активное участие как в формировании глобальной, мировой политики в области сестринского дела, так и реализует стратегические планы политики здравоохранения в России.
1998г. – состоялся 1 Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге, на котором был одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела – базовый, повышенный, высшее сестринское образование (ВСО).
|
|
|
|
|
Современное состояние сестринского дела в Российской Федерации
В настоящее время подготовка медицинских сестер ведется в 453 учреждениях СПО. Внедряются государственные образовательные стандарты нового поколения. Утверждена Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Р.Ф., успешно реализуется Отраслевая программа развития С.Д. в Р.Ф.. Она призвана обеспечить повышение эффективности и усиление роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению.
С каждым годом растет количество экспериментальных площадок по внедрению новых сестринских технологий: сестринский процесс, периоперативный процесси др.
Развивается сеть палат, отделений, больниц сестринского ухода и паллиативной службы.
Расширяется участие сестринского персонала в новых организационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, службах ухода на дому, в «Школах пациентов» и др.
Возросла активность сестринского персонала в проведении санитарного просвещения населения.
В настоящее время в системе здравоохранения работает более 1 336,1 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Соотношение врач – средний медицинский персонал составляет 1: 2,2, что ограничивает возможности долечивания, патронажа, реабилитации. Это связано с объективными причинами: низкая заработная плата, уравнительные подходы к оплате труда, низкий уровень социальной защищенности.
Опыт реализации национального проекта «Здоровье» показал, что сестринский персонал (в частности, первичного звена) не всегда соответствует требованиям времени и это касается не только качества предоставляемых услуг, но и взаимоотношений сестер и пациентов.
Здравоохранение как отрасль в последние годы получило мощные финансовые вливания для развития материально-технической базы. Это коснулось и сестринского персонала: сформирован фонд средств малой механизации, что расширяет возможности качественного обслуживания пациентов. Разработаны и утверждены региональные программы развития С.Д. В органах управления введены должности главных специалистов по С.Д. Разработаны программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебных учреждений.