Познание: сущность, формы. Знание и вера

Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития знаний. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека и др.)

2) субъект познания - общественный- это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания.

Принципы познания:

· объективность рассмотрения познаваемого предмета.

· адекватность образов и прообразов процесса познания.

· введение практики в основу теории познания.

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание - система в виде социальной памяти, за счет которой из поколения в поколение передается мастерство, опыт.

Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.

Проблема роли веры и убеждения (мнения) в познании, соотношение их со знанием может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно - личностных факторов.

Основные уровни познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Формы чувственного познания:

· Ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);

· восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);

· Представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).

Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта.

Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют 3 формы рационального познания:

· понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);

· суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);

· умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).

Чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;

Чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе неразрывно взаимосвязаны.

Диалектика объекта и субъекта познания. Структура познавательной деятельности.

Субъектом может выступать как отдельная личность, так и социальная группа или человечество в целом. Индивид может выступать в качестве субъекта практической деятельности и познания лишь постольку, поскольку он овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практической деятельности.

Гносеология как наука определяет особый тип отношений между субъектом и объектом - познавательный, который в определенном смысле является производным от предметно-практического.

Познание - это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечной целью которой является адекватное постижение действительности. Познавательное отношение включает в себя 3 составляющи х: субъект, объект и содержание познанияния,то есть знания.

Объект познания - это лишь та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. При этом само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом с учетом свойств объективной реальности.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания.

Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: