Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития знаний. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.
Процесс познания составляют следующие элементы:
1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека и др.)
2) субъект познания - общественный- это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание.
3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания.
Принципы познания:
· объективность рассмотрения познаваемого предмета.
· адекватность образов и прообразов процесса познания.
· введение практики в основу теории познания.
Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание - система в виде социальной памяти, за счет которой из поколения в поколение передается мастерство, опыт.
Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.
Проблема роли веры и убеждения (мнения) в познании, соотношение их со знанием может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно - личностных факторов.
Основные уровни познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса).
Формы чувственного познания:
· Ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);
· восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);
· Представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).
Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта.
Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют 3 формы рационального познания:
· понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);
· суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);
· умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).
Чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;
Чувственное и рациональное в реальном познавательном процессе неразрывно взаимосвязаны.
Диалектика объекта и субъекта познания. Структура познавательной деятельности.
Субъектом может выступать как отдельная личность, так и социальная группа или человечество в целом. Индивид может выступать в качестве субъекта практической деятельности и познания лишь постольку, поскольку он овладел созданным человечеством миром культуры - орудиями предметно-практической деятельности.
Гносеология как наука определяет особый тип отношений между субъектом и объектом - познавательный, который в определенном смысле является производным от предметно-практического.
Познание - это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечной целью которой является адекватное постижение действительности. Познавательное отношение включает в себя 3 составляющи х: субъект, объект и содержание познанияния,то есть знания.
Объект познания - это лишь та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. При этом само выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом с учетом свойств объективной реальности.
Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое.
Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания.
Словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания.