Международно-правовое признание: понятие, виды, формы

Признание гос-ва непосредственно связано с его международной правоSностью. Институт признания регулируется обычными нормами, отдельные аспекты признания регламентируются международными дог-рами и резолюциями межд-х организаций.

Относительно юридического значения признания существуют две теории — декларативная и конститутивная. Наибольшее распространение получила декларативная теория, согласно которойгос-во является Sом МП с момента своего возникновения. Признание не наделяет гос-во международной правоSностью, а лишь констатирует ее. В Уставе Организации Американских гос-в предусмотрено: «Политическое существование гос-ва не зависит от признания его другими гос-вами. Даже до своего признания гос-во имеет право на защиту свой целостности и независимости, на обеспечение, на обеспечение своей безопасности и процветания….» (ст. 9).

Конститутивная теория ставила международную правоSность гос-ва в зависимость от его признания другими гос-вами. Согласно этой теории возникновение гос-ва неравнозначно возникновению Sа МП; таковым оно становится только после получения признания со стороны других гос-в. Признание «конституирует» гос-во как S МП.

Практическое значение имеет вопрос - каков статус непризнанного гос-ва и его актов? Непризнанное гос-во может участвовать в многосторонних конференциях, дог-рах, межд-х организациях. Однако, прием непризнанного гос-ва в международную организацию не означает его признания со стороны тех гос-в, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является Sом МП с момента своего возникновения.

Признание гос-ва признание констатирует появление нового гос-ва, дает ему возможность эффективно реализовать свою международную правоSность.

Как правило, признание гос-ва как Sа МП одновременно означает и признание его правительства. Вместе с тем в международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства. Такой вопрос возникает в случае прихода к власти правительства не конституционным путем. Признание правительства означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство законным и единственным представителем гос-ва в межд-х отношениях. При этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом; правительство осуществляет эффективную власть на территории гос-ва; установлен демократический политический режим; отсутствует вмешательство во внутренние дела гос-ва при приходе правительства к власти.

Данная ситуация породила ряд юридических доктрин. Министр иностранных дел Эквадора Тобар выдвинул доктрину о непризнании правительств, пришедших к власти революционным путем. В соответствии с доктриной Эстрады (м инистр иностранных дел Мексики), в подобных ситуациях иностранные гос-ва не должны применять специальный акт признания, достаточно аккредитации дипломатических представителей гос-в при пришедшем к власти правительстве. Его позицию поддержал Бентакур, по мнению которого необходимо воздерживаться от признания правительств, пришедших к власти путем насилия, а не путем выборов.

Проблема признания может возникать применительно к национально-освовободительному движению и в отношении воюющей стороны. Национально-освободительное движение основано на реализации права народа (нации) на самоопределение. Борющиеся за свое освобождение нации, являются Sами МП. На международной арене их представляют органы национального освобождения, выполняющие функции публичной власти. Признание органа борющейся нации представляет собой констатацию ее международной правоSности. Например, признание Организации освобождения Палестины в качестве представителя палестинского народа. ООП пользуется тсатусом постоянного наблюдателя при ООН с 1974 г.

В случае оккупации создаются органы руководства национальным сопротивлением. Признание органов сопротивления означает признание власти, борющейся против оккупантов. Необходимость такого признания возникает в случаях, когда органы власти, организовавшие эту борьбу, находятся в эмиграции (французский Комитет национального освобождения, чехословацкий Национальный комитет). С момента признания органы народного сопротивления получали статус сражающихся, что позволяло распространять на них правила ведения войны, оказывать гуманитарную помощь.

Существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание de-jure и признание de-facto. Признание de-jureсчитается полным и окончательным, на практике означает обмен между признающим и признаваемым гос-вами дипломатическими представительствами.

Признания de-facto является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым гос-вами не доводятся до уровня дипломатических отношений.

От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: