В центре внимания марксизма – социальная проблематика, причем к ее исследованию Маркс подошел не только как филсоф, но и как ученый. Поэтому его считают основоположником социологии как науки. В своих размышлениях и научных изысканиях Маркс опирался на идеи Гегеля, его диалектику, а результатом его работы стало создание исторического материализма, или теории социальной динамики.
В основе этой теории – тезис об определяющей роли экономики, материального производства в развитии общества. Суть исторического материализма в следующем:
1) на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
2) производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
3) указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
4) базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
Само развитие общества Маркс понимал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации к другой. В марксизме выделяется пять основных общественно-экономических формаций:
– первобытнообщинный строй;
- рабовладельческое общество
-феодализм,
-капитализм;
- социалистическое общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей.
В этой общ.-экономич. формации есть определенная логика – законы. Зная эти законы, человек может сознательно целенаправленно развиваться, достигая тех целей, которые он перед собой ставит. Согласно Марксу уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. Маркс думал так, как думали ученые естествоиспытатели его времени: зная законы того или иного фрагмента действительности, его можно целенаправленно изменять. Маркс не учел, что общество сложнее всего на свете – это синергетический объект, а эти объекты характеризуются тем, что их будущее принципиально невозможно предсказать. Тем не менее, у него нашлось много последователей, а в России даже попробовали претворить эту теорию в жизнь. На Западе марксизм развивался естественным путем, не превращаясь в идеологию, конкурируя с другими философскими идеями, аа в России даже попробовали претворить эту теорию в жизнь. На Западе марксизм развивался естественным путем, не превращаясь в идеологию, конкурируя с другими философскими идеями, а потому он популярен там и по сей день.
Становление неоклассической европейской ф-фииXIX в.
Немецкая классическая философия внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.
В 19ом веке мы находим 3 основных течения в философии, которые по-новому переосмысливают соц. и культурные вопросы: Позитивизм, Марксизм, Философия жизни.
Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, логики, системности. Представители данного направления датский, мыслитель Серен Кьеркегор, немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше полагают, что центральной характеристикой человека является нечто иррациональное, мистическое, непостижимое средствами науки и логики, необъяснимое и невыразимое в понятийном мышлении. Причиной возникновения иррационализма является кризис немецкой классич. философии. Центральная задача неклассической философии состоит в том, чтобы обнаружить за господством рациональности некую первичную иррациональную реальность. Как и остальные представители неклассической философии, Артур Шопенгауэр утверждает, что основой человека, его родовой сущностью является не разум, а некая слепая, бессознательная жизненная сила, неразумная воля. Разум в жизни человека играет второстепенную и зависимую от воли роль. Для Серена Кьеркегора, проблема человеческой личности, ее неповторимости и уникальности, ее трагической судьбы становится важнейшей темой всей философии. Главное в человеке, полагает С. Кьеркегор, не разум, а мистическая иррациональная загадка, которую философ называет экзистенцией (от лат. - существование). Разум и экзистенция - противоположные вещи. Кьеркегор заявляет: «чем менее я мыслю, тем более я существую», показывая, тем самым, что разум в раскрытии тайны экзистенции оказывается совершенно беспомощен.
Ф. Ницше (1844 – 1900) – яркий представитель философии иррационализма. Идея абсолютной ценности человеческой жизни является важнейшей темой, которай объединяет все творчество Ницше. Ницше ставит вопрос о том, что переоценка ценностей просто необходима – сама ценность этих ценностей должна быть поставлена под вопрос. Философ последовательно развенчивает самые «дорогие» ценности. Но, развенчивая феномен христианства, Ницше не отказывается от веры – он ищет настоящего бога. Философия Фридриха Ницше вошла в историю философской мысли как
философия жизни.






