Немецкая классическая философия

Великим достижением немецкой классической философии явилось раскрытие творческой, активной природы субъекта и его сознания в познавательном процессе, разработка нового понимания диалектики, а также диалектического метода познания действительности и её преобразования. Преданность идее прогресса, идеалам свободы и гуманизма, уверенность в закономерном характере исторического процесса – важнейшие черты немецкой классической философии. Её представители: основоположник – Иммануил Кант, И.Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.В. Гегель, Л. Фейербах.

Иммануил Кант родился в 1724г в Кёнигсберге. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания.

Философское развитие К. делится на 2 периода. В первый период пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики.

Во второй период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение – агностицизм.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и вызывают ощущения,но ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ВВС).

Учение о знании. Знание всегда выражается в форме суждения.

Существует 2 вида суждений:

1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

2)синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синтетических суждений:

1. обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные

2.эта связь не может основываться на опыте - априорные суждения(все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое Значение

Чувственное познание. У Канта простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Категории априорны. По Канту, ни ощущ, ни понятия сами не дают знания.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

 Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Три закона диалектики (суть истории развития).

1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали.

3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Наиболее выдающимся после Канта представителем немецкой классической философии был Г.
Гегель. Основную цель, кот. поставил Гегель – понять мир как процесс, как самоорганизующийся и саморазвивающийся объект. При этом опереться на современную науку он не мог, т.к. тогдашняя наука только начала появляться в форме механики. Для Гегеля процесс развития мира – процесс познания идеи самой себя. Гегель открыл новую страницу в теории познания. Абсолютная идея Гегеля содержит в себе все богатство своих определений, содерж. которых она может постигнуть лишь опредмечиваясь в реальной действительности, природе, культуре. Идею развития он представил в виде теории, кот. называется диалектикой. Гегель сформулировал в рамках своей теории 3 закона. Первый из них, закон противоречия, раскрывает источник, причину всякого развития. Противоречие и есть единство и борьба противоположностей. При достижении определенной меры количественных изменений приводит к скачкообразному качественному преобразованию вещи, переходу ее в новое качественное состояние. Этот законперехода количества в качество описывает механизм всякого процесса развития и отвечает на вопрос как происходит развитие. Диалектическое отрицание, по Гегелю, есть, однако, не только разрушение предыдущей формы вещи, но, и удержание, сохранение некоторых ее параметров в новой вещи. Это третийзакон - закон отрицания отрицания. Этот закон указывает на направление развития – куда? По Гегелю человек, культура, природа – средства самосознания. Философия Гегеля, таким образом, – это объективный идеализм.
Вывод: философские идеи Гегеля были затребованы наукой и подтверждены ею в 19-20в., получили развитие в теории систем Вертоланфия методологии – синергетика – наука о сложных самоорганизующихся системах. Гегель ввел эту идею развития в науку. Важной особенностью немецк. классич философии является культ разума – вера в его всемогущество, а также вера в прогресс.
Представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг еѐ резкой критике. Вскоре Фейербах перешел на антропологический материализм. Продолжал традиции французского материализма 18в. Он считал, что в центре философии находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не была сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Он понимал человека как природное существо.Фейербах он резко критикует религию – философия и религия противоположны друг другу. Основа религии – вера в догматы, а в основе философии – знание. Религия создаѐт иллюзию: подлинный творец бога – человек – рассматривается как творение бога. Человек ставится в зависимость от бога и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Для освобождения от религиозных заблуждений нужно понять, что человек – не творение бога, а часть, и притом наиболее совершенная – вечной природы. Он считал, что на место бога нужно поставить человека и реализовывать свои чувства в вере, любви к человеку, который рядом. Человек представляет собой психофизическое единство, единство души и тела. Человеческая природа является биологической, а

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: