Сущность и виды мышления

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.

Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-ные, абстрактные их свойства.

Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-ний в той или иной частной ситуации.

В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие стадии: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление хар.тем, что решение за-дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-туации, опробования свойств объектов.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения.

Словесно-логическое мышление хар. использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.

Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.

Виды мышления:

По характеру решаемых задач

 Теоретическое

· Практическое

По степени новизны и оригинальности

· Репродуктивное (воспроизводящее)

· Продуктивное (творческое)

По степени развѐрнутости

· Интуитивное

· Дискурсивное

Мышление носит потребностно-мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

 

44. Типы мышления:

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое). Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое. Знание существует в языковых знаках (знаки сигналы, знаки признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Формы мышления:

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Суждения бывают общими, частными и единичными. Суждение раскрывает содержание понятий.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих.законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука — логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: