Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся в диалектическом единстве. В процессе человеческого познания их нельзя разделять так как логическое познание может совершаться только на базе материала, который приобретается чувственным познанием.
Данное положение в истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII в. в теории познания четко выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование сенсуалистов (от лат. sensus — чувство, ощущение). Сенсуалистами были Дж. Локк, Г. Гоббс, многие материалисты XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-П. Ламетри и др.), а также субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм, махисты).
Те философы, которые недооценивали возможности органов чувств и считали разум основой познания, получили наименование рационалистов (от лат. ratio — разум). Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.
|
|
«Теория познания диалектического материализма преодолела односторонность как эмпиризма, так и рационализма. Эмпирическое познание является основой, на которой развивается абстрактно-логическое познание. Сущность предметов, законы могут быть познаны только с помощью логического мышления».
Абстрактное мышление и чувственное познание находятся в диалектическом единстве. Только взятые вместе, в своем единстве чувственная и абстрактно-логическая ступени познания в состоянии раскрыть объективный мир и его законы.
Образование как механизм социализации личности. Проблемы и направления реформирования системы национального образования Республики Беларусь.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Учение — процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Обучение — упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
Основными структурными элементами обученияявл.:
1) цели; 2) содержание; 3) методы; 4) организационные формы; 5) результаты.
Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов. Умения — овладение способами применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
|
|
РБ как суверенное государство имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики. Формирование и развитие образовательной системы в Республике
Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения.
Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей;
национально-культурной основе;
научности;
ориентации на мировой уровень образования; гуманизме;
связи с общественной практикой;
экологической направленности;
преемственности и непрерывности;
единстве обучения, духовного и физического воспитания;
демократизме;
светском характере,
обязательности базового образования.
Стратегической целью развития Республики Беларусь является создание национальной системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, подготовки новых поколений к жизни и труду в обществе с устойчивой и социально ориентированной рыночной экономикой.