Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Государственное управление промышленностью, строительством и транспортом




Крайне напряженные пятилетние планы (особенно первый пя­тилетний план), которые пришлось осуществлять при острой не­хватке металла, стройматериалов, оборудования и т.д., обусловили концентрацию ресурсов на наиболее важных, так называемых «ударных стройках». Такая концентрация обеспечивалась центра­лизованным планированием и прямым бюджетным финансированием через спецбанки. Все это предопределяло отказ от рыночной и переход к планово-распределительной экономике и соответствен­но от преимущественно гражданско-правовых методов регулирова­ния к преимущественно административно-правовым методам уп­равления (хотя полного отказа от товарно-денежных отношений, которые тогда именовались хозрасчетом, как это было в годы «во­енного коммунизма», все же не произошло). Переход к планово-распределительной экономике и административным методам управ­ления ею потребовал радикальной реорганизации системы органов государственного управления промышленностью и строительством. Начало ей было положено в 1929 году законом «О реорганизации управления промышленностью». Коренная его реорганизация была проведе­на в конце 1931-го — начале 1932 года. 25 декабря 1931 г. ЦК ВКП(б) принял решение «О практической работе хозяйственных органов», которое затем было реализовано 5 января 1932 г. в виде закона «О перестройке управления промышленностью». ВСНХ СССР по этому закону упразднялся и вместо него образовывались три общесоюзных промышленных наркомата: тяжелой промышлен­ности (Наркомтяжпром); легкой промышленности (Наркомлегпром); лесной промышленности (Наркомлеспром)22. Несколько позже (в 1934 г.) возник Наркомат пищевой промышленности. Следствием этой реорганизации явилось то, что основная масса крупной промышленности перешла под непосредственное управле­ние общесоюзных органов и была выведена из-под контроля союз­ных республик как субъектов федерации. Это означало новый шаг на пути формирования единого общесоюзного народнохозяйствен­ного комплекса.

Каждый вновь созданный общесоюзный наркомат управлял через входившие в него отраслевые главки примерно 40—50 круп­ными предприятиями и стройками. Однако по мере того, как вхо­дили в строй новые предприятия, численность объектов управле­ния существенно увеличивалась (к концу второй пятилетки в строй вступило 4500 новых предприятий). Поэтому во второй половине 30-х годов начинается процесс разукрупнения наркоматов. Выделя­ются в самостоятельные ведомства оборонная промышленность, угольная, нефтяная, электротехническая и т.д. К 1941 году число общесоюзных промышленных наркоматов достигло 24. Их основ­ной задачей стало управление действующими предприятиями. По­этому для управления строительством создается специальная орга­низация — Наркомат строительства СССР, обладавший крупными строительными мощностями, что положило начало созданию стро­ительной индустрии как отрасли народного хозяйства. Он и осу­ществлял основные стройки по договорам (в рамках плана) с про­мышленными ведомствами.




В 1934 году проводится реорганизация внутренней структуры промышленных наркоматов и главков: функциональная система заменяется производственно-отраслевой. Во времена НЭП,когда тресты обладали оперативной самостоятельностью и сами выступа­ли на рынке с целью извлечения прибыли, ВСНХСССР лишь планировал, координировал и контролировал их работу. Поэтому в составе ВСНХбыли подразделения и отделы функционального назначения: текущего планирования, финансирования, капиталь­ного строительства, сбыта и т.д. Когда тресты лишились оператив­ной самостоятельности и выхода на рынок, такая функциональная система была заменена отраслевыми главными управлениями, не­посредственно управляющими предприятиями из центра админис­тративными методами.

Однако (как уже говорилось) элементы хозрасчета все же со­хранялись. Ведомства (наркоматы) в соответствии с пятилетними, годовыми и квартальными планами заключали между собой гене­ральные договоры взаимных поставок продукции, в соответствии с которыми главки и отдельные предприятия заключали между собой уже прямые договоры. Поскольку право собственности на заводы, фабрики, шахты, оборудование, продукцию принадлежало Союзу ССР, а наркоматы и главки лишь осуществляли управление ею, то еще в 1935 году было установлено, что передача оборудования, зданий, сооружений от предприятия к предприятию производится безвозмездно по распоря­жениям центральных органов управления. В целях предотвращения разбазаривания оборудования Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 10 февраля 1940 г. была запрещена предприятиям про­дажа демонтированного и излишнего оборудования и установлено, что оно может распределяться лишь Правительством СССР и пере­даваться безвозмездно с баланса на баланс.



Поскольку экономические методы контроля за качеством теря­ли свое значение, были усилены административно-приказные рыча­ги такого контроля. 10 июля 1940 г. Президиум Верховного Совета СССРиздал указ «Об ответственности за выпуск недоброкачествен­ной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями», установивший суро­вую уголовную ответственность директоров, главных инженеров и начальников ОТК за выпуск недоброкачественной или некомплект­ной продукции. Промышленность, не вошедшая в состав общесоюзной, управ­лялась наркоматами местной промышленности союзных и автоном­ных республик. Им же в 1941 году были переданы и предприятия промысловой кооперации и кооперации инвалидов, что нанесло тяжелый удар кооперативному движению.

Государственное управление транспортом.Важнейшая роль в модернизации экономики отводилась транспорту, особенно в связи с огромными пространствами нашей страны. Еще царское прави­тельство с конца XIX века развернуло широкое железнодорожное строительство (в частности, была построена Транссибирская ма­гистраль). Однако транспортная сеть страны была совершенно не­достаточной, тем более что транспорт понес особенно большие потери в ходе революции и гражданской войны.

Масштабная реконструкция транспорта, прежде всего железно­дорожного, разворачивается с 1935 года.

Одновременно развивался и водный транспорт: речной, на долю которого приходилось 7% всего грузооборота страны, и морской, доля которого в грузообороте составляла около 5%.

Морской транспорт к 1940 году пополнился судами современ­ных типов, главным образом отечественными. Реконструировались морские порты. Главным достижением являлось освоение Северно­го морского пути, который сыграл большую роль в годы Великой Отечественной войны.

Реконструкция и развитие транспорта потребовали изменений системы управления в этой области, что послужило причиной вы­деления из Народного комиссариата путей сообщения самостоя­тельного Наркомата водного транспорта, объединившего руковод­ство морским и речным флотами.

Остро встал вопрос о массовом строительстве автомобильных дорог. Пос­кольку эти дороги строились преимущественно силами заключен­ных, то созданное в 1936 году Главное управление шоссейных до­рог было включено в состав НКВД.

С середины 30-х годов, когда был налажен массовый выпуск оте­чественных транспортных самолетов, начинается становление граж­данского воздушного флота. Руководство им осуществлялось Главным управлением воздушного флота при Совнаркоме СССР.

Реконструкция и развитие транспорта, во-первых, способство­вали общему подъему экономики страны, поскольку недостаточная развитость транспортных коммуникаций традиционно сдерживала развитие экономики. Во-вторых, преследовались стратегические цели: ускорение мобилизации вооруженных сил, облегчение пере­броски войск и военных грузов из Европейской части страны на Дальний Восток и наоборот. В этой связи достаточно вспомнить пе­реброску под Москву осенью 1941 года (в критический момент Мос­ковской битвы) сибирских и дальневосточных дивизий, решивших исход сражения. Особенно велико было значение прокладки вторых путей на Транссибирской магистрали, строительства новых мостов через Волгу и железнодорожных путей, связывавших Сибирь и Урал с Европейской частью страны, а также усиленного строительства железных и шоссейных дорог в приграничных районах.

Наконец, в-третьих, следует отметить, что развитие транспорт­ной сети явилось одним из важнейших условий становления эконо­мики страны как единого народнохозяйственного комплекса с раз­делением труда между отдельными регионами. Именно единство транспортной системы, где столица — Москва была главным тран­спортным узлом как железнодорожных, так и водных (Москва — порт пяти морей), шоссейных и воздушных путей, являлось тем фактором, который скреплял единство советской федерации. В связи с этим следует особо отметить политику низких транспорт­ных тарифов, проводившуюся советским правительством, что дела­ло экономически выгодным сотрудничество регионов, привязывало национальные республики и отдаленные окраины к центру. Высо­кие транспортные тарифы, наоборот, делая экономически невыгод­ными связи окраины с центром, способны подорвать единство стра­ны и способствовать ее развалу. Это понимало даже царское правительство, которое также стремилось поддерживать низкие транспортные тарифы.

Нелишне вспомнить и зарубежный опыт, в частности опыт Бри­танской империи. Используя систему имперских преференций (та­моженных и тарифных предпочтений и скидок), правительство Ве­ликобритании сумело сохранить Британское содружество наций даже после распада британской колониальной системы.

Проблема обеспечения промышленности рабочей силой.Одной из важнейших проблем индустриализации становилось обеспечение промышленности, строительства, транспорта квали­фицированной рабочей силой.

Здесь есть два аспекта. Во-первых, рост численности рабочей силы. Во-вторых, повышение ее квалификации, поскольку успех индустриализации зависел от формирования обширного слоя ра­ботников нового индустриального типа, способных овладеть техни­кой и технологией.

Рассмотрим каждый из этих аспектов. Массовое развертывание строительства новых предприятий уже в 1930 году привело к пол­ной ликвидации безработицы в стране, составлявшей еще на 1 апреля 1929 г. 1 млн. 741 тыс. человек. Коллективизация сель­ского хозяйства и прикрепление крестьян к земле с введением в 1932 году паспортной системы резко снизили стихийную миграцию сельского населения в города, а потребность в рабочей силе росла. Таким образом возникла острая ее нехватка.

Поэтому уже в 1931 году был принят Закон об отход­ничестве, в соответствии с которым колхозы обязывались по разна­рядке Госплана выделять людей для работ в промышленности, ко­торые закреплялись на определенных предприятиях.

В 30-е годы в промышленность пришла огромная масса бывших крестьян, молодежи, женщин. Достаточно сказать, что к 1932 году численность промышленных рабочих увеличилась вдвое по сравне­нию с 1928 годом в основном за счет выходцев из деревни. Доля женщин среди них составляла 42%. Эти люди не имели квалификации, и их приходилось обучать на ходу в процес­се производства, они не были приучены соблюдать трудовую и тех­нологическую дисциплину. Они допускали массу брака. Неквалифицированные рабочие, составлявшие основную массу, не могли рассчитывать на высокие заработки, их интересы приходилось обеспечивать административными методами, «подтягивая» зарплату до прожиточного миниму­ма. А это вело к уравниловке. На первый план выходили в связи с этим моральные стимулы (объявление ударником, награж­дение почетной грамотой и т.д.). Огромное значение приобрели идеологическая обработка, формирование патриотического энтузи­азма, который стал действенной силой повышения производитель­ности труда.

В связи с этим следует упомянуть стахановское движение, развернувшееся в промышленности с 1935 года, после того как шахтер Стаханов установил в Донбассе рекорд выработки. Но в стахановском движении моральные стимулы попытались связать с материальными.

Ликвидация безрабо­тицы, полная занятость населения существенно усиливали соци­альную защищенность основной массы работников промышленнос­ти, строительства, транспорта, их уверенность в том, что они не окажутся выброшенными на улицу без средств к существованию. Социальная защищенность и уравниловка в оплате труда породили новые проблемы: высокую текучесть кадров, когда люди переходи­ли с места на место (используя дефицит рабочей силы) в поисках лучших заработков, и падение трудовой дисциплины. Этому спо­собствовали, кстати, и репрессии против инженерно-технических кадров, подорвавшие их авторитет. В борьбе против этих явлений была сделана попытка не только применять меры принуждения, но и использовать материальное стимулирование добросовестных ра­ботников. В совместном постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС (высшего профсоюзного органа) от 28 декабря 1938 г. были введены надбавки за непрерывный стаж к пенсиям и к пособиям по временной нетрудоспособности, а в отношении лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, вводилось выселение из ведом­ственных жилых домов без предоставления иной жилой площади. Такая же мера (т.е. выселение) могла применяться и к тем, кто увольнялся с предприятия по собственному желанию без уважи­тельной причины. Для всех рабочих, служащих были введены обя­зательные трудовые книжки, в которые вносились данные о трудо­вом стаже и месте работы, о поощрениях и взысканиях. Тогда же, в декабре 1938 года, были усилены меры морального поощрения — введение почетного звания Героя Социалистического Труда, меда­лей «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Однако и эти меры оказались недостаточно эффективными.

В 1940 году в связи с нараставшей угрозой войны и необходи­мостью ускорения оборонной программы был взят курс на откры­тое, официальное прикрепление рабочих и служащих к своим рабочим местам, предприятиям и учреждениям. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. были запрещены под угрозой уголовного наказания (тюремного заключения по пригово­ру суда на срок от 2 до 4 месяцев) увольнение по собственному желанию с предприятий и из учреждений и переход с одного пред­приятия на другое без разрешения администрации.

Одновременно указ увеличивал продолжительность рабочего времени: рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов, а шестидневная рабочая неделя (пять дней — рабочих, шестой — выходной) была заменена семидневной (шесть дней — рабочих, седьмой день — вос­кресенье — выходной). Увеличение рабочего времени в результате принятия указа было равносильно вовлечению в производство не­скольких миллионов новых рабочих рук. Была сокращена продол­жительность отпуска женщинам по беременности и родам — с 112 до 63 дней. Сурово в уголовном порядке наказывались прогулы и опоздания на работу. Причем опоздание свыше 20 минут считалось прогулом и влекло за собой привлечение к уголовной ответствен­ности. Как прогул рассматривалось и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. После издания указа резко снизилось число нарушений дисциплины. К указу от 26 июня 1940 г. примыкали по своему содержанию указы от 19 октября 1940 г. о предоставлении права народным комиссарам (министрам) СССР переводить в обяза­тельном порядке специалистов и квалифицированных рабочих на работу с одного предприятия на другое, в том числе и в другую мес­тность, и указ от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах». Этим указом учреждалась система подготовки государ­ственных трудовых резервов через сеть ремесленных, железнодо­рожных училищ и фабрично-трудовых школ, которые комплектова­лись как добровольно, так и по призыву (мобилизации). Колхозы по разверстке «сверху» обязаны были выделять в порядке призыва по два человека в возрасте 14—15 лет с каждых 100 человек населения. Призыв распространялся и на города по той же норме. Учащиеся состояли на полном государственном обеспечении и после окончания учебы обязаны были работать по направлению комиссии по рас­пределению. В феврале 1941 года специальным указом была уста­новлена уголовная ответственность (год тюремного заключения по судебному приговору) за злостное нарушение трудовой дисциплины в училище или побег из училища.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 1033; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8587 - | 7068 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение
  2. А. государственное вмешательство нарушает нормальное развитие экономических процессов
  3. Введение. Глава 7. Государственное регулирование рынка недвижимости
  4. Введение. Государственное бюджетное образовательное учереждение специального профессионального образовани новосибирской области
  5. Введение. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  6. Внешняя политика. Государственное устройство
  7. Внешняя среда предприятия и государственное регулирование
  8. Вопрос 2:Государственное регулирование аудиторской деятельности
  9. Вопрос 34. Государственное управление в Российской империи в начале XX века
  10. Вопрос 41. Государственное и местное управление в первые годы советской власти
  11. Вопрос 47 . Государственное и муниципальное управление в СССР в 1980-е годы
  12. Вопрос 5. 4. Государственное перераспределение благосостояния и его роль в достижении общественного оптимума


 

3.81.28.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.