В основе творческого процесса лежат мотивы внешние и внутренние (преобладающие)

Творческий процесс имеет закономерности стадийного развития, которые обусловлены взаимодействием сознательных и бессознательных, произвольных и непроизвольных психических процессов.

Существует множество вариантов описаний стадий творческого процесса. Цель одних схем – раскрыть ход творческого процесса, других – организовать творческую деятельность. Опираясь на выводы Ганс Сельё (1936), представил развёрнутое описание творческого процесса в виде восьми этапов:

1) мотивационный (желание узнать новое, интерес к явлению);

 2) ознакомление с заинтересовавшим явлением, сбор информации о нём;

3) обдумывание информации;

4) вынашивание идеи;

5) появление близости решения;

6) рождение идеи;

7) изложение идеи и её проверка;

8) жизнь идеи (её переосмысление после практической реализации.

Владимир Степанович Шубинский (педагогика творчества)структурирует этапы, так и звенья творчества:

I. Этап творческой ситуации:

1) звено столкновения с новым;

2) звено творческой неопределённости;

3) звено скрытой работы;

II. Этап эвристический:

4) звено эврики;

5) звено развития решений;

III. Этап завершения:

6) звено критики, подтверждения и воплощения замысла.

Опираясь на позиции понимания личности как творческого процесса (Сергей Иосифович Гессен), мы можем представить стадийную модель личностного развития в соответствии со стадиями (аспектами) творчества и выделить последовательность актуализации факторов развития личности в образовании: новизны и занимательности, интуитивного поиска, интенсивной и перспективной мотивации, генерирования идей, критики и самосовершенствования.

Творчество – выход за пределы заданного, трамплин преодоления познавательных, эмоциональных и волевых психологических барьеров

(Диана Борисовна Богоявленская, Алексей Михайлович Матюшкин).

Юрий  Вячеславович Громыко (советский психолог) видит в метапредметном обучении новые возможности учащегося в выращивании способности к реализации социальных проектов, различных стратегий взаимодействия, самоопределения и понимания в ситуации межконфессионального, межэтнического и межцивилизационного диалога. Он подчёркивает, что на основе рефлексивного мышления, метапредметной организации мышления и метаинституциональной организации деятельности человек оказывается способен к осуществлению трансценденции  и к выходу за границы сложившегося типа социальной практики.

В основе творческого процесса лежат мотивы внешние и внутренние (преобладающие).

*Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по-требности субъекта. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Доминирующие (мотивацию достижения, или мотивацию избе­гания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения мотивы) становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других лич­ностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избега­ние неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки.

 

 Группа внешних мотивов творчества: стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения в обществе, конкуренция в деятельности и т.д. Внутренние мотивы творчества: мотив гомеостаза (стремление к эмоциональному равновесию) – в гештальтпсихологии, стремление к новизне, стремление к отклонению от реальности - «тенденция к противоположности»; неудовлетворённое актуальное желание, которое пробуждают воспоминания раннего детства, стремление уменьшить напряжение, преодолеть внутренний конфликт (психоаналитики), стремление к самовыражению, к самоактуализации

13. Творческий процесс – проявление креативности, т.е. общей творческой способности личности, являющейся совокупностью отдельных творческих способностей   (Владимир Николаевич Дружинин).

*1 - под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

2 - способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

3 - понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Только благода­ря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и худо­жественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности.

 Следующий уровень развития способностей человека — талант. Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).

 

По гипотезе Чарзл Спирмена, в основе способностей личности в интеллектуальном плане лежат: 1) общая способность – общий фактор и 2) специфический фактор для данной деятельности. Главенствующим является общий фактор.

В этом отношении Абрахам Маслоу указывал на необходимость различения первичной креативности – способности к вдохновенному созданию образного замысла и вторичной креативности, предполагающей успешное выполнение сложной рутинной работы по детальной реализации замысла в виде конкретного творческого продукта, для чего требуется владение средствами, материалами и инструментами творческой работы, а также ряд волевых качеств (самодисциплина, настойчивость, терпение, трудолюбие, выносливость и т.д.). В данной связи систему обучения через творчество необходимо выстраивать в последовательности, начиная с овладения способами свободного фантазирования и продвигаясь к освоению технических методов и культурных образцов достижения результата в конкретном виде творчества.

В связи с тем, что творчество можно рассматривать в потенциальном и актуальном аспекте, потенциальную креативность целесообразно выделить как творческий потенциал личности, а актуальную – как творческую активность. По мнению многих исследователей, в детерминации интеллектуальной способности больше видна роль генотипа, чем среды. В развитии же творческих способностей определяющим является средовой фактор.

Владимир Николаевич Дружинин, опираясь на различные психологические исследования, делает выводы: 1. Как таковых творческих способностей нет, а главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты; 2. Креативность является самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта; 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

 Марк Р. Лири исходит из того, что осведомленность может быть креативной или же репродуктивной (когда человека обучают готовым интерпретациям; в этом случае человек видит только то, что его учат видеть). Также и исполнение может быть либо креативным, когда продуцируются новые комбинации, либо репродуктивным, когда повторяются старые комбинации.Сочетание осведомленности и исполнения дает, по Марк Р. Лири, четыре типа личностей:

1) репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта);

2) репродуктив творческий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуциро-

вании новых комбинаций из старых символов);

3) креатив творческий (новый опыт презентируется в новом исполнении);

4) креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в конвенционных

моделях).

Тамара Александровна Барышева выделяет следующие типы креативных личностей: гармонизированная (равнозначная выраженность всех включенных ею в симптомокомплекс характеристик:

мотивации, эмоций, интеллекта, эстетических, коммуникативных, экзистенциальных, ком-

петентности); дегармонизированная (акцентированная), с акцентом на какой-либо одной или

нескольких характеристиках; деформированная (выделение одной или двух характеристик

при слабой выраженности всех остальных).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: