Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Дайте определение фонемы. Какие функции выполняет фонема?

2. Охарактеризуйте систему гласных фонем русского языка.

3. Что такое доминанта, вариация и вариант фонемы?

4. Перечислите сильные и слабые позиции для гласных фонем.

5. Охарактеризуйте систему согласных фонем русского языка.

6. Назовите сильные и слабые позиции для согласных фонем.

 

Практические задания

38. Докажите, что <о> - <у>, <а> - <о>, <р> - <р,>, <в> - <ф>, <м> - <д> являются самостоятельными фонемами.

39. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемами в следующих парах слов:

балка – палка, выть – вить, Ом – ум, день – тень, жаль – шаль, лук – люк, им – ум, бар – жар, эх – ах, дом – ром, честь – жесть, ус – ас.

40. Затранскрибируйте данные ниже слова. Определите, в какой позиции (сильной или слабой) находятся выделенные гласные фонемы.

Лак, ларь, л а рек, п я тка, мир, м и ры, св е кла.

41. Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите сильные позиции для гласных фонем, находящихся в слабой позиции.

Выход, полет, дома, жара, жиры, лекарство, пирожное, пятак.

42. Определите, какие гласные фонемы могут быть представлены в речи звуками [иэ], [аъ], [ыъ], [ъ], [у].

43. Затранскрибируйте данные ниже слова. Укажите согласные, находящиеся по ДП твердости/мягкости: а) в сильной позиции; б) в слабой позиции.

Брошюра, винтик, звезды, мне, отвезти, палка, соболь, фантики, храпеть, центровой, шестеро.

44. Выполните фонематический анализ данных ниже слов.

1. Басня, ветер, дорожка, еловый, ласточка, мозговой, наскоро, обувь, проза.

2. повозка, сжег, испек, просека, пароход, отдать, разворот, разыщи, медовик, бесполезно, россыпь, молодость, расцветет, разъезд, перелетел, горячего, вдруг, провалишься.

Фонетические процессы

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что такое редукция?

2. Какие изменения называются комбинаторными? Назовите виды комбинаторных изменений.

3. Что такое аккомодация?

4. Что такое ассимиляция? Какие виды ассимиляции вам известны?

5. Чем отличается диссимиляция от ассимиляции?

45. Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите аккомодацию.

Помяли, тянучка, повел, утюг, лямка, печеный, лен, салют.

 

46. Выполните фонетическую транскрипцию данных слов. Найдите и охарактеризуйте каждый случай ассимиляции.

Сжатый, сгоревший, сжегший, счастье, просьба.

47. как звучало бы слово распирать, если бы в русском языке действовала не регрессивная, а прогрессивная ассимиляция?

 

48. какие фонетические процессы обусловили просторечное произношение следующих слов?

Пролубь (прорубь), коклета (котлета), транвай (трамвай), лаболатория (лаборатория), шешнадцать (шестнадцать).

49. Выполните фонетическую транскрипцию приведенного отрывка. Найдите в нем результаты фонетических процессов.

Мы едем шагом, едем мимо неподвижных черных лип, едем по притихшей, в последний раз причастившейся первым морозцем земле, и лошади трясут головами и взламывают копытом первый хрупкий ледок, затянувший лужи, а над головами в прозрачном небе кружат стаи говорливых ворон (Уткин).

 

Исторические чередования

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Какие чередования фонем стали результатом утраты носовых гласных?

2. В результате каких исторических процессов возникли чередования заднеязычных согласных с шипящими и свистящими?

3. К каким чередованиям приводило сочетание согласных с [i] в древний период истории русского языка?

4. какие чередования фонем возникли в результате процесса падения редуцированных в древнерусском языке?

50. Найдите в приведенных словах фонетические чередования и исторические чередования, запишите их. Объясните, результатом каких фонетических процессов являются исторические чередования.

Носить – ноша, бойцы – битва, засохнуть – засыхать – засушить – засуха, потихоньку – потише, кормит – кормлю, испечешь – испеку – испек, поздно – опаздывать, сберегать – сберечь – сбережешь, запер – запру – запор, петь – пой, покрыть – покрой, кошу – косит, снять – снимать.

51. Найдите в отрывке из произведения В. Бианки слова с историческими чередованиями фонем, подберите к ним слова с такими же морфемами, в которых имеются чередующиеся фонемы. Объясните, результатом каких фонетических исторических процессов они являются.

Над прудом быстро светлело. По воде побежала темная тень и спряталась под прибрежные кусты. И вдруг сверху хлынул веселый золотой свет: солнце встало над елями. Кусочек чистой воды у берега осветился, и стало видно, чья это круглая головка: там пряталась водяная лилия. Лилия медленно поднималась из воды на длинной, гибкой, зеленой ножке. Когда вся головка вышла воздух, лепестки, закрывавшие ее, стали раскрываться, раскрываться… Приоткрылась чашечка, и в ей, как жар, загорелись тонкие золотые язычки.

 

Графика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: