· организационные или межличностные коммуникации, которые основаны на устном общении.
· Коммуникации основанные на письменном обмене информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь подразделяются на следующие типы:
· не официальные или неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
· официальные или формальные коммуникации. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам.
|
|
В свою очередь формальные коммуникации так же подразделяются на типы:
· горизонтальные, которые распространяются между различными подразделениями. Такие коммуникации предназначаются для координации деятельности различных подразделений.
· Вертикальные, предназначающиеся для передачи информации с одного уровня иерархии на другой.
Вертикальные коммуникации можно подразделить на:
· Восходящие, которые представляют собой поток информации от низших уровней к высшим (т.е. от исполнителя к руководителю). Данный вид передачи информации чаще всего реализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложениях.
· Нисходящие - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным. Такой вид представляет собой инструктаж по поводу выполнения тех или иных заданий[14].
Говоря о типах коммуникаций, нельзя не упомнить о таких межличностных коммуникациях, как
· Вербальные (словесные);
· Невербальные, основанные на передаче информации или влиянии друг на друга через интонацию, жесты, мимику.
Назовите элементы коммуникационного процесса и объясните каждый этап коммуникационного процесса
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми
Основная цель – обеспечение понимания информации.
Структура коммуникации включает четыре базовых элемента:
1. Источник (или отправитель) – создатель сообщения, лицо, генерирующее идеи. Может быть организация, индивид, группа индивидов.
2. Сообщение – информация, передаваемая источником получателю. Передаваемая идея кодируется – преобразуется в слова, жесты, интонацию. Кодирование превращает идею в сообщение.
|
|
3. Канал – средство передачи информации (передача речи и письменных материалов, электронная почта, видеоленты). Канал должен соответствовать идее, быть совместимым с типом символов, используемых для кодирования.
4. Получатель – лицо, которому предназначена информация. Он декодирует сообщение.
Декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя
Обратная связь – реакция получателя на сообщение источника (отправитель и получатель меняются ролями).
Если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которые ждал от него отправитель, обмен информацией эффективен.
Этапы коммуникационного процесса (зарождение идеи; кодирование и выбор канала; передача; декодирование):
1. Зарождение идеи.
Руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы.
2. Кодирование и выбор канала.
Часто желательно использовать 2 и большее число средств коммуникаций в сочетании: устное + письменное сообщение делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев – предупреждение и приказ. Однако каждый информационный обмен не должен быть письменным – поток бумаг будет неуправляемым.
Второй этап будет понятным, если представить его себе как операцию упаковки: многие хорошие продукты не находят сбыта, пока не обретут такой упаковки, которую потребитель сочтет понятной и привлекательной одновременно. Подобным образом, многие люди с прекрасными идеями не в состоянии упаковать их с помощью символов и вложить в каналы, значимые и притягательные для получателя. Когда такое происходит, идея, будь она даже распрекрасной, зачастую не находит «сбыта». (Вы обращаетесь к подчиненным, чтобы они проработали сверхурочно и в выходные дни – почему, каким образом - поощрение).
3. Передача (физическая передача сообщения)
4. Декорирование.
Шум – всё то, что искажает смысл идеи. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, в организационном статусе между руководителем и подчиненным.
Идея не может заключаться в смутных, общих похвалах или критике поведения подчиненных.