Раскройте сущность процессного подхода к управлению

Процессный подход к управлению - основа всех современных систем управления, как регулярной деятельностью, так и развитием. Отсутствие понятного и структурированного описания системы «Процессный подход к управлению» приводит к наличию большого количества заблуждений в среде российских менеджеров и даже консультантов и, как следствие, разочарованию в процессном подходе после неудачных попыток его внедрения.

Давайте сначала определимся, что будем подразумевать под термином «подход к управлению». Подход к управлению - это способ (метод) делегирования полномочий и ответственности. В менеджменте существует три подхода к управлению: функциональный, проектный, процессный. Реально в практической работе менеджера, почти всегда, используется суперпозиция этих трех подходов к управлению. Например, широко используемым инструментом для реализации функционального подхода к управлению является система бюджетирования (делегирование полномочий и ответственности через вложенную систему центров финансовой ответственности (ЦФО)). В свою очередь, управление бюджетированием требует применения процессного подхода к управлению.

Процессный подход предполагает настройку неоптимальностиподпроцессов для достижения максимальной оптимальности Бизнес процесса в целом.

Система процессного подхода к управлению предполагает наличие следующих подсистем:

1. Выделенный Бизнес процесс – объект управления с определением границ системы (контекст – внешнее окружение; подсистемы и компоненты, входящие в систему; потребляемые ресурсы и получаемые результаты и т.д.)

2. Ключевые Показатели Эффективности (KPI/ КПЭ), включая систему их планирования и контроля – система измеримых показателей, отражающих результативность и эффективность Бизнес процесса, используемых для управления Бизнес процессом (планирование, контроль, мотивация)

3. Владелец Бизнес процесса – участник Бизнес процесса, которому делегированы полномочия и ответственность по управлению Бизнес процессом

4. Регламент Бизнес процесса – описание объекта управления в объеме, необходимом для всех заинтересованных лиц. В первую очередь для участников Бизнес процесса, его Владельца и контролеров

5. Система мотивации участников Бизнес процесса на достижения его результатов

На этом месте хочу обратить внимание читателя на следующее: разработка и внедрение процессного подхода к управлению достаточно сложная и ресурсоемкая задача! Поэтому он должен применяться только для ограниченного количества наиболее проблемных Бизнес процессов!!! Даже простое описание всех Бизнес процессов компании - не реализуемая задача; тем более невозможно применить процессный подход для всех процессов компании. Внедрить идею описать все Бизнес процессы в голову руководства компании, обычно, выгодно недобросовестным консультантам или сотрудникам компании, заинтересованным материально в проведении столь масштабного проекта. При принятии решения о применении Процессного подхода мы всегда должны соотносить получаемый эффект с его себестоимостью.

 

 

Опишите содержание ситуационного подхода к управлению

Ситуационный подход определяет пригодность различных методов управления в соответствии с ситуацией. Поскольку есть множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то единого «лучшего» способа управлять организацией не существует.Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего ей соответствует.

Ситуационный подход сформирован как обобщенная концепция (она очень неточна, чтобы могла применяться в управлении организацией безоговорочно). При исполнении управленческих функций на основе этого подхода необходимо принимать во внимание различия между организациями, называемые ситуационными переменными. В теории менеджмента принято их разделять на две категории: внутренние и внешние ситуационные переменные.

Решения, принимаемые менеджерами в отношении внутренних перемен, определяют, насколько будет данная организация результативна, эффективна и производительна после реорганизации. В числе других внутренних ситуационных переменных большое значение имеет размер организации. По мере развития организации растут и трудности координации ее работы.Внешние ситуационные переменные являются факторами среды, находящейся вне организации. От них серьезно зависит успех компании.

К внешним переменным относят крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие ситуационные изменения. Хотя они находятся вне контроля руководства компаний, но она должна стремиться гибко, быстро реагировать на факторы и изменения конкретной внешней среды.

Простого метода определения того, какие ситуационные переменные сильнее всего влияют не коммерческий успех, не достаточно, чтобы понять, какое управленческое решение будет лучшим для достижения текущих и перспективных целей компании. Основная трудность заключается в том, что многочисленные ситуационные переменные и функции управленческого процесса взаимосвязаны.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: