Часть 1.
Задание 1.
1. Заполните кроссворд:
4 Л | ||||||||||
О | ||||||||||
2 В | Б | |||||||||
Е |
Б | |||||||||
Б | И | |||||||||
Е | З | |||||||||
1 Д | Е | Т | Е | Р | М | И | 3 Н | И | З | М |
И | ||||||||||
Г | ||||||||||
И | ||||||||||
Л | ||||||||||
5 Э | Л | И | Т | А | ||||||
З | ||||||||||
М |
1. Учение о всеобщей закономерной взаимосвязи существующих явлений.
2. Автор работы «Протестантская этика и дух капитализма».
3. Учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественныхустоев, авторитетов.
4. Деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.
5. Высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе.
Прочитайте суждения, приведённые ниже. Ответьте на вопросы.
«Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом».
|
|
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Какое понятие определяют данные суждения?
Ответ: категорический императив.
Кто является автором данных суждений и понятия?
Ответ: И.Кант.
Впишите на черте внизу имя автора данной классификации.Составьте пары по схеме: вид предрассудков (перечислены под цифрами) – «идолы» (перечислены под буквами). Запишите полученные пары (цифра-буква) на черте внизу.
________________ выделял четыре вида «идолов», т.е. предрассудков (заблуждений, ошибок, стереотипов),стоящих перед человеком на пути познания и препятствующих ему:
1) предрассудки, связанные с индивидуальными особенностями людей, их психологическими особенностями, воспитанием, склонностями. 2) предрассудки, связанные с верой в авторитеты, мешающие людям самим познавать окружающий мир; 3) предрассудки, вытекающие из самого общения людей, что связано с использованием языка; 4) предрассудки, коренящиеся в самой человеческой природе, в чувствах и разуме человека. | А) идолы рыночной площади; Б) идолы рода; В) идолы театра; Г) идолы пещеры. |
Ответ: Ф. Бэкон
Г; 2-В; 3-А; 4-Б
4. Кто из указанных философов не придерживался договорной теории происхождения государства:
А) Г. Гроций
Б) Б. Спиноза
В) Т. Гоббс
Г) Дж. Локк
Д) Е. Дюринг
Ответ: Д.
5. Приказ Счета Большой казны (Счетный приказ) был учрежден указом:
А) Петра I;
Б) Алексея Михайловича;
В) Александра I;
Г) Екатерины II.
Ответ: Б.
|
|
Назовите одним словом это историческое явление.
Система государственных мероприятий в годы Первой мировой и гражданской войн, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции через установление норм обязательной сдачи производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.
Ответ: Продразверстка.
7. Какие из указанных нововведений появились в результате городской реформы Александра II 1870 года:
А. Учреждены выборы городского головы и городской думы.
Б. Вводились выборы по избирательным съездам на основе имущественного ценза.
В. Вводились выборы по сословному принципу.
Г. Городские думы получили право посылать выборных в Государственный совет
Д. Городские думы получили право заниматься вопросами городского благоустройства.
Ответ: А, Б, Д.
Определите, к какой исторической эпохе относится этот документ, укажите его название.
«… по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крес-тьян девять сот десять тысяч восемь сот шестьдесят шесть душ, и управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнанием прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное; сверьх же того многия епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то МЫ, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление. … Все архиерейские домы и мужеские и девичьи монастыри, имевшие за собою до сего времени вотчины, разделили на три класса, на которые, так, как и на вотчинные и ружные соборы и церкви сделали особенные статы, и в них имянно означили, сколько домов архиерейских и мужеских и девичьих монастырей в тех классах по древним ное довольствие, где дали пристойное пропитание и чужестранным духовным, которые за православие или изгнаны от других иноверных, или по неимуществу в отечестве их пропитания, в НАШЕЙ империи убежища по единоверию себе ищут; а напоследок и стат жалованью Святейшаго Синода и его в Москве Конторе из тех же в Коллегию доходов определили, так, как и дом Патриарший Синодальный удовольствовали».
Ответ: Указ императрицы Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения. 26 февраля 1764 (достаточно указать, что речь идет о секуляризации церковных земель в правление Екатерины II).
· Изъятие земель и крепостных крестьян из собственности монастырей, их передача в государственную казну
· Для управления изъятыми землями учреждалась Коллегия экономии
· Упразднение части монастырей, разделение оставшихся монастырей на штаты (классы) в зависимости от суммы их содержания – первый, второй, третий
· За монастырями оставались сады, огороды, пастбища
9. Составьте правильные пары из приведенных ниже описаний событий Великой Отечественной войны:
1.Было подписано советско-английское соглашение, по которому стороны обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку в войне против Германии. | А. 8 сентября 1943 года |
2.Состоялся Архиерейский собор, на котором был избран Патриарх Московский и Всея Руси. | Б. 28 июля 1942 года |
3.И.В. Сталин издал приказ № 227 «Ни шагу назад», согласно которому создавались штрафные батальоны и заградотряды. | В. 12 июля 1941 года |
Ответ: 1 -В; 2 -А; 3 -Б.
Опишите историческое явление, изображенное на картине: его причины, содержание и последствия. Укажите название картины и художника.
|
|
Ответ: Борис Михайлович Кустодиев. Освобождение крестьян (Чтение манифеста)
Причины:
· экономическая неэффективность крепостного права;
· униженное состояние крестьян, отсутствие у них личной свободы, минимума прав свободного человека;
· многие помещики разорялись, а у государства после Крымской войны не было средств поддерживать помещичьи имения.
Содержание процесса: по реформе крестьяне объявлялись лично свободными, получали в пользование земельный надел, за который государство выплачивало помещику компенсацию. Крестьян же должны были выплатить государству эту компенсацию в течение следующих 49 лет (выкупные платежи). До момента соглашения между помещиком и его крестьянами соглашения все оставалось по-прежнему, а те крестьянские общины, которые соглашались переходить в новое состояние, назывались временно-обязанными.
Содержание картины: крестьянам зачитывают манифест об отмене крепостного права. Крестьяне собрались у дома помещика и слушают, как губернский чиновник читает им манифест. За спиной чиновника – семья помещика. Крестьяне слушают с непокрытой головой, многие изображены спиной, на других лицах – растерянность.
Последствия:
Получение крестьянами личной свободы способствовало появлению у них чувства собственного достоинства, осознания собственных прав;
Отмена крепостного права способствовала развитию частной инициативы и предпринимательских отношений в деревне и в сельском хозяйстве;
Сохранение общины и круговой поруки затормозило развитие частно-собственнических отношений в деревне, что в перспективе во многом способствовало обнищанию деревни;
Выкупные платежи стали дополнительным разорительным налогом на крестьян, вызвали их недовольство;
Отрезки от земель, до реформы находившихся в пользовании крестьянских общин черноземных губерний, также вызвали недовольство крестьян и чересполосицу в их владениях.
11. Определите смысл понятия «правовая культура»? Составьте два небольших предложения, раскрывающих его основное содержание:
|
|
А. |
Б. |
12. Допишите на чертах пропущенные слова в определениях, приведенных ниже:
А) Правоспособность – возможность субъекта иметь права и нести обязанности.
Б) Дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.
В) Деликтоспособность – способность субъекта нести ответственность за свои действия.