Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа в логопедической практике

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Вопросами развития фонематического слуха занимались Р.Е.Левина, Т.А.Ткаченко, Колесникова.
Развитие фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

Р.Е.Левина выделила стадии развития фонематического слуха:

Первая – полное отс-вие дифф-ции звуков речи.У реб-ка нет понимания речи.ДОфонематическая стадия.

Вторая – становится возможным различение акустически далеких фонем, а акустически близкие фонемы не дифференцируются.Реб-к слышит звуки иными, чем взрослый. Прав.и неправильное произношение не дифф-тся.

Третья – р-к начинает слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками.Но с предметом соотносится и искаженное, неправильно произнесенное слово.На этом этапе сосуществуют два типа языкового фона:прежнего, косноязычного, и формирующегося нового.Первые 3 этапа проходят до 3х лет.

Четвертая – экспресс.речь почти соотв-ет норме, но фонематическая дифф-ция ещё нестойкая, что проявляется при восприятии незнакомых слов.

Пятая – завершение пц-са фонематического развития, восприятие и экспресс.речь реб-ка правильны.Реб-к начинает различать прав. и непр. произношение(4-5 лет).

Этапы формирования фонематического слуха:
1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Игра «угадай, что звучало». Послушать с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте повторить ритм с закрытыми глазами.
2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Узнай кто позвал», менять силу голоса то громко, то тихо, показать как играет большая дудочка – маленькая.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4) Четвертый уровень – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5) Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Начинаем с гласных. Поиграть в звуки(поезд гудит ууу, девочка плачет ааа – поднимать картинки поезда, девочки).

Формируем элементарный ЗБА.Учить определять и отхлопывать слоги, выкладывать кружками определенного цвета слоги: АУ,УА,АУА…

 Затем работаем с согласными.Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Скажи последний звук в слове(берем взрывные – мак, жук, паук), вставить последнюю букву в слове тан…, пау…Определить какая буква первая в слове и т.д.
6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы.о,.ук, ку.ак).

Развивая фонематический слух, работаем над правильным звукопроизношением, а в дальнейшем предотвращаем нарушения чтения и письма


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: