Содержание работы по развитию диалогической речи у детей

Диалоги­ ческое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения
Вопрос — ответ Учить задавать во­просы различного содержания и вида; пользоваться вопро­сительными словами и местоимениями Учить отвечать на вопросы ком­муникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуа­цией общения Учить задавать вопросы адресо­вано, не отвечать вопросом на во­прос, задавая во­прос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в беседе говорить по очереди
Побужде­ние — ре­акция на побужде­ние Учить вежливо вы­ражать: — побуждения к какому-либо действию, — просьбы, — советы, — предложения, — приглашения Учить в приня­тых формах вы­ражать готов­ность к выпол­нению побужде­ния или отказ от выполнения Учить пользовать­ся средствами ре­чевого этикета при выражении побуждений и ре­акций на побуж­дение
Сообще­ние — ре­акция на сообщение Учить сообщать со­беседникам: — о своем мнении, точке зрения, — о новых фактах, впечатлениях, событиях, — об изменившихся представлениях, — о выполнении обещания, о сде­ланном, — о желаниях, на­мерениях, — о своих чувствах и переживаниях и т.п. Формировать умения толе- рантно реагиро­вать на сообще­ния, выражать вежливо: согла­сие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и т.д. Учить сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; быть сдержанным при высказывании сво­их чувств; избегать категоричности в своих суждениях; проявлять толе­рантность к друго­му мнению; обме­ниваясь мнениями, давать возмож­ность высказы­ваться всем собе­седниками

 

Монолог — речь одного лица. Монолог, как правило,

значи­тельное по объему высказывание,

имеющее тему, композицион­ную структуру, главную мысль.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения,

необходимые для более сложной формы общения — монолога.

 Монолог зарождается в недрах диалога (Сохин).

 Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений

 слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные

высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных

знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

Специфические черты монолога и содержание работы
по обучению детей их составлению

Связность — Учить различным способам меж­фразовой связи: повтор, синоними­ческая, местоименная, союзная
Образность — Формировать у детей умения ис­пользовать в монологах различные средства образности (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) Описание
Наличие объекта описания — Учить детей выделять и называть объект описания
Последовательное перечисление признаков объ­екта описания Учить детей выделять и называть признаки объекта. Знакомить с различными видами последовательности описаний и учить их использовать

Повествование

Наличие темы — Учить детей выделять и называть главную тему повествования (через цель высказывания, через заголо­вок)
Сюжет, развивающийся во времени и закрепленный в по­вествовательной структуре — Учить детей передавать повествова­тельную структуру текста

Рассуждение

Наличие мнения, суждения (того, что доказывается) — Учить детей формулировать свои суждения, выражать мнение
Система аргументов, доказывающих суждение — Учить доказывать (объяснять) свои суждения
Логичность структуры рассуждения — Знакомить со структурой речи- рассуждения и использовать ее при построении своих доказательств
   

 

Рассказывание — метод обучения детей монологической ре­чи.

Синонимичные названия метода: составление рассказов деть­ми,

 упражнение детей в рассказывании.

Методы обучения детей составлению описательных монологов:

— составление описаний на основе восприятия (описание пред­метов

—  и игрушек, их изображений, сюжетных и пейзажных картин);

— описание предметов из опыта (описание на основе памяти);

описание придуманных объектов (описание на основе вооб­ражения).

 

 


Методика развития грамматического строя речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: