Диалоги ческое единство | Освоение стимулов | Освоение реакций | Освоение правил поведения |
Вопрос — ответ | Учить задавать вопросы различного содержания и вида; пользоваться вопросительными словами и местоимениями | Учить отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения | Учить задавать вопросы адресовано, не отвечать вопросом на вопрос, задавая вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в беседе говорить по очереди |
Побуждение — реакция на побуждение | Учить вежливо выражать: — побуждения к какому-либо действию, — просьбы, — советы, — предложения, — приглашения | Учить в принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказ от выполнения | Учить пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение |
Сообщение — реакция на сообщение | Учить сообщать собеседникам: — о своем мнении, точке зрения, — о новых фактах, впечатлениях, событиях, — об изменившихся представлениях, — о выполнении обещания, о сделанном, — о желаниях, намерениях, — о своих чувствах и переживаниях и т.п. | Формировать умения толе- рантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: согласие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и т.д. | Учить сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; быть сдержанным при высказывании своих чувств; избегать категоричности в своих суждениях; проявлять толерантность к другому мнению; обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками |
Монолог — речь одного лица. Монолог, как правило,
значительное по объему высказывание,
имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль.
Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения,
необходимые для более сложной формы общения — монолога.
Монолог зарождается в недрах диалога (Сохин).
Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений
слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные
высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных
знаний о структуре текста и типах связи внутри его.
Специфические черты монолога и содержание работы
по обучению детей их составлению
Связность | — Учить различным способам межфразовой связи: повтор, синонимическая, местоименная, союзная |
Образность | — Формировать у детей умения использовать в монологах различные средства образности (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.) Описание |
Наличие объекта описания | — Учить детей выделять и называть объект описания |
Последовательное перечисление признаков объекта описания | Учить детей выделять и называть признаки объекта. Знакомить с различными видами последовательности описаний и учить их использовать |
Повествование
Наличие темы | — Учить детей выделять и называть главную тему повествования (через цель высказывания, через заголовок) |
Сюжет, развивающийся во времени и закрепленный в повествовательной структуре | — Учить детей передавать повествовательную структуру текста |
Рассуждение
Наличие мнения, суждения (того, что доказывается) | — Учить детей формулировать свои суждения, выражать мнение |
Система аргументов, доказывающих суждение | — Учить доказывать (объяснять) свои суждения |
Логичность структуры рассуждения | — Знакомить со структурой речи- рассуждения и использовать ее при построении своих доказательств |
Рассказывание — метод обучения детей монологической речи.
Синонимичные названия метода: составление рассказов детьми,
упражнение детей в рассказывании.
Методы обучения детей составлению описательных монологов:
— составление описаний на основе восприятия (описание предметов
— и игрушек, их изображений, сюжетных и пейзажных картин);
— описание предметов из опыта (описание на основе памяти);
описание придуманных объектов (описание на основе воображения).
Методика развития грамматического строя речи.