Преодоление препятствий

            Общие замечания

Наиболее ответственным и трудным в преодолении препятствий является первый этап, в течение которого происходит физическая тренировка, наработка техники и привыкания к снаряду. В этот период необходимо быть максимально осторожным, ни в коем случае не допуская травмирования или падения со снарядов.

  Другим важным моментом, влияющим на скорость научения и желание собаки работать на снарядах, является создание у нее потребности в этом. Но чаще всего пользуются самым простым способом - способом альтернативного поведения, пресекая попытки собаки обойти снаряд или преодолеть его не так как нужно, оставляя собаке единственно возможный путь, необходимый дрессировщику. Такой способ иногда называют принуждением. Давайте оставим это на крайний случай и попробуем более щадящие способы. Например, чтобы получить пищу, собака должна преодолеть снаряд, следуя за кусочком пищи, но для этого она должна быть очень голодна, или чтобы догнать самую любимую игрушку, но только очень любимую (способы наведения) или чтобы присоединиться к любимому хозяину, от которого отделяет снаряд (на основе социальной потребности), или вместе со знакомой собакой, так, за компанию (инстинктивное подражание), или играя, между прочим и с удовольствием (способ игрового поведения). Может быть получится не сразу, но не торопитесь. Если перечисленные способы не помогают, приходится прибегать к способу оборонительного поведения - при сопротивлении собаки преодолеть снаряд применяют болевые или неприятные воздействия, избавляясь от которых она и совершит нужные нам действия.

  Очень легко научить собаку преодолевать снаряды-препятствия, если ее познакомили с ними в нежном возрасте. Не тренировали, не дрессировали, а познакомили так, чтобы собака не боялась снарядов к 10-месячному возрасту.

  Не забывайте также, что собакам, так же как и нам, свойственно утомление, а однообразие надоедает, тем более, что вначале преодоление связано с отрицательным эмоциональным состоянием - не рекомендуется совершать более двух подходов к снаряду подряд.

           

       Преодоление легкоатлетического барьера

Как ни странно, научить собаку прыгать безопорным прыжком, не касаясь, невысокий легкоатлетический барьер, не так-то просто. Великий закон Экономии Сил, то, что мы иногда называет ленью, заставляет собаку не прыгать, а проходить или подлезать под планкой. Существует много ухищрений в попытке обмануть этот закон, но самый простой и эффективный заключается в том, чтобы иметь нефиксированный, не вкопанный в землю легкоатлетический барьер. Нефиксированный барьер позволяет наклонять себя так низко, что собака не может пройти под планкой и легко перепрыгивает его «ласточкой». Остается очень-очень постепенно, от занятия к занятию, приподнимать барьер.

  Точно также эффективно, если у вас барьер с подвижной планкой, опустить его очень низко, а потом, постепенно поднимая, формировать у собаки специфический навык преодоления легкоатлетического барьера. Если же вы располагаете фиксированным барьером с фиксированной планкой, то можно и набросить кусок плотной ткани, имитируя глухой забор, а затем, постепенно, приподнимать ткань.

 

       Преодоление глухого забора

  Глухой забор собаки могут преодолевать по-разному - карабкаясь на него, подпрыгивая и цепляясь передними лапами за верхнюю доску, или подпрыгивая до середины и уже оттуда достигая верхней доски, то же касается и спрыгивания со снаряда. Выбор собакой техники зависит как от ее величины, так и вспомогательных приемов и приспособлений, имеющихся на дрессировочной площадке. 

Чтобы собака не боялась снаряда и чтобы избежать ее травмирования, нужно, как минимум, иметь разборный забор. Наличие приставного настила облегчит вашу задачу и совсем сделает ее простой глухой забор в виде раздвижного шалаша (горки). Остается, не торопясь, увеличивать высоту снаряда, учитывая, что тренированность мышц и связок, а также техника прыжка (координированность), развиваются постепенно.

 

Преодоление наклонной стены (горки)

Для многих собак преодоление горки не представляет трудностей, а часто даже вызывает положительные эмоции.

Техника отработки преодоления горки не сложна. Собаке нужно забежать и сбежать со снаряда, а это гораздо легче, чем прыжок. И, как всегда, начинайте с собакой на поводке.

Если имеющаяся у вас горка раздвижная (а это не трудно сделать, соединив две стенки при посредстве шарниров) установите минимальную высоту и, разогнавшись метров с пяти, заставьте собаку пробежать по горке. После преодоления весело похвалите собаку или поиграйте с ней. Остается только постепенно увеличивать высоту, сближая стенки.

Если высота горки фиксированная, могут возникнуть трудности. Для начала попробуйте преодолеть горку с разбегу, так как описано выше. Если не удалось с первой попытки, сделайте еще один подход, но в этом случае помогите собаке активными поддергиваниями. Ни в коем случае не нужно тащить или тянуть собаку, таким образом вы только вызовите у нее активное сопротивление. А при помощи быстрых резких поддергиваний вы не дадите развиться у собаки активного оборонительного поведения, когда же она опомнится, то будет уже находиться на достаточной высоте, чтобы двигаться дальше, а не сползать вниз. Если у вас недостаточно сил, тогда понадобиться помощь инструктора. В этом случае можно работать на двух поводках.

 

Преодоление снарядов прыжком в длину

Готовность собаки к совершению прыжка в длину может проверяться как на специальном снаряде для прыжка в длину, так и на снаряде, называемом окопом.

Техника обучения собаки преодолению снарядов прыжком в длину не сложна. Сначала мы учим ее преодолевать очень неширокое расстояние и лишь постепенно увеличиваем ширину окопа, раздвигая помосты, или ширину снаряда для прыжка в длину.

 

Преодоление бума

  Преодоление бума требует от собаки не только специфической, сближенной постановки лап, но и умения сохранять равновесие и не боязни высоты. Хорошо бы на площадке, где вы дрессируете свою собаку иметь учебный бум, с более широкой поверхностью и широкими трапами. И только тогда, когда собака с уверенностью будет преодолевать учебный снаряд, можно переходить к занятиям на «рабочем» буме.

Только несмышленые щенки могут сами зайти на снаряд, а большую часть собак приходится заводить на него. Для этого встаньте справа от собаки, правой рукой возьмите за ошейник, а левой, поддерживая под живот, заводите собаку. Хорошо, если инструктор или помощник находится с другой стороны от собаки и страхует ее

 

Преодоление лестницы

  Аналогичные проблемы возникают и с преодолением лестницы - многие собаки панически боятся высоты. Поэтому лучше начинать с помощником. Вы первый заходите на лестницу, поддергивая собаку поводком за собой, а помощник замыкает шествие, страхуя собаку сзади. Обычно после 2-3 занятий собаки начинают сами преодолевать лестницу.

 

Отношение к выстрелу

 

  В рамках Общего курса дрессировки, отношение к выстрелу может проверяться при выполнении любого навыка, кроме движения рядом с дрессировщиком и подачи предмета. Но чаще проверяется при выполнении собакой посадки. Для этого дрессировщик усаживает собаку и отходит от нее на 10-15 м. Пока собака сидит, незаметно от нее производится выстрел из стартового пистолета, с расстояния 15 м. После выстрела собака не должна изменять своего положения, то есть прекращать выполнение навыка.

       В международном курсе дрессировки IPO отношение к выстрелу проверяется в тот момент, когда одна собака демонстрирует движение по команде «Рядом!» без поводка, а другая – выдержку, совмещенную с укладкой. При этом производится два выстрела.

  Чтобы избежать ошибок, прием «отношение к выстрелу», лучше отрабатывать на дрессировочной площадке под руководством специалиста. В домашних же условиях можно приучить собаку к сильному и неожиданному звуку, соблюдая некоторые правила:

1. Начинаем подальше от источника звука, постепенно к нему приближаясь;

2. Силу раздражителя (громкость) увеличиваем от занятия к занятию;

3. Если собака в момент действия раздражителя занята чем-нибудь приятным и полезным для себя, привыкание будет происходить быстрее;

4. Внимательно следим за поведением собаки, в случае испуга уменьшаем силу раздражителя и увеличиваем расстояние от источника звука, а то и делаем перерыв в занятиях;

5. Оно же главное: Торопливость хороша только при ловле блох.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Теория дрессировки

Методологические основы дрессировки

Зоопсихологические особенности собаки……….7

Воспитание собаки……………….13

Поведение и научение ……………18

Функциональная организация центральной нервной системы ………………..25

Потребности и мотивации …………………….27

Эмоции и поведение …………………………..30

Виды и механизмы памяти ……………………32

Поведенческий акт ……………………………..34

Навык ……………………………………………37

Способы дрессировки ………………………….39

Подкрепление …………………………………..41

Формы научения

Импринтинг. Ранняя сенсорная депривация и ее последствия ……………….44

Негативное научение (привыкание)……………..47

Латентное (непроизвольное) научение …………..49

Научение в форме классических условных рефлексов …………50

Научение на основе образования инструментальных условных рефлексов …53

Кликер-дрессировка. Диски……..55

Имитационное научение……………..59

Научение на основе доминанты…………60

Когнитивные формы научения………….61

Образное (психонервное) научение ……..64

Элементарная рассудочная деятельность ……..65

Инсайт …………………….65

Вероятностное прогнозирование …………….66

Коррекция поведения …………………………66

Понятие о темпераменте ………………………69

Нарушение высшей нервной деятельности ……….70

Рабочие (служебные) качества собаки …………..76

 

Техника дрессировки

Методика отработки навыков послушания …………77

Приучение к кличке ………….77

Приучение собаки к ошейнику ………….78

Приучение собаки к поводку …………..79

Обучение правильному поведению при прогулках на поводке ……….80

Основная стойка ………………81

Подзыв собаки ………………..82

Предоставление собаке свободного состояния ……………….87

Посадка по команде ………………………88

Укладка по команде ………………………96

Обучение собаки стоять по команде …………………103

Движение собаки рядом с дрессировщиком ……………109

Подход к дрессировщику и возвращение на "место "…………..119

Высыл собаки вперед с последующей укладкой……………….121

Подача предмета ……………………126

Приучение к наморднику …………………..132

Демонстрация прикуса …………………..133

Прекращение нежелательных действий и отношение к корму ……….133

Преодоление препятствий ……………..135

Отношение к выстрелу…………………… 137

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: