Физиология питания Лекция 1
Тема 1. Введение. Пищеварение. Организационная часть.
I. Знакомство с учебником, и дополнительной литературой.
Рубина Е. А., Малыгина В. Ф. Микробиология, физиология питания, санитария. –М.: Форум, 2010,с.191-208.
II. Ознакомление с программой дисциплины (3 лекционных занятия, 2 практических работы).
Заочное обучение - это самостоятельное изучение дома большого количества материала, учитесь быстро конспектировать на уроках.
IV. Мотивация. Физиология питания является областью физиологии человека, которая изучает процессы превращения пищевых веществ в энергию и структурные элементы тканей человеческого тела.
Питание является важнейшим фактором, направленным на поддержание и обеспечение таких основных процессов, как рост, развитие и способность к активной деятельности. Эти процессы возможно поддерживать, используя только рациональное питание. Питание человека должно способствовать сохранению здоровья, жизнеспособности и устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому при составлении меню и рационов питания работники общественного питания должны использовать данные о химическом составе продуктов и нормах потребления различных веществ.
|
|
Обогащение организма энергией и структурными элементами происходит за счет пищи, которую человек получает в течение суток. Пища является связующим звеном организма с природой. Таким образом, организм, пища и внешняя среда образуют единое целое.
В основу рационального питания положен принцип сбалансированности потребляемой пищи (количество и качество пищевых веществ, энергетическая ценность пищевого рациона).
Физиология питания изучает вопросы, связанных с основами рационального питания различных групп населения, процессы пищеварения в организме, питание различных групп населения, лечебное и лечебно-профилактическое питание.
Цель изучения дисциплины:
- влияние пищи на организм человека,
-установление потребность человека в пищевых веществах,
-определение оптимальных условий переваривания и усвоения пищи в организме.
Физиология питания связана с кулинарией, ставит перед ней конкретные задачи повышения питательной ценности пищи в процессе ее приготовления.
Самостоятельное изучение дисциплины «Физиология питания» призвано обеспечить приобретение:
умений:
- проведения органолептической оценки качества пищевого сырья и продуктов;
- расчета энергетической ценности блюд;
- составления рационов питания для различных категорий потребителей.
знаний:
- роли пищи для организма человека;
- основных процессов обмена веществ в организме;
|
|
- суточного расхода энергии;
- состава, физиологического значения, энергетической и пищевой ценности различных продуктов питания;
- роли питательных и минеральных веществ, витаминов, микроэлементов и воды в структуре питания;
- физико-химических изменений пищи в процессе пищеварения;
- усвояемости пищи, влияющий на нее факторы;
- понятия рациона питания;
- суточной нормы потребности человека в питательных веществах;
- норм и принципов рационального сбалансированного питания для различных групп населения;
- назначение лечебного и лечебно-профилактического питания;
- методики составления рационов питания
V. Изучение темы. Запись плана в тетради.
План
1. Введение.
2. Пищеварение: сущность, строение пищеварительного тракта.
3. Усвояемость, факторы на нее влияющие.
Введение.
Обогащение организма энергией и структурными элементами происходит за счет пищи, которую человек получает в течение суток. Пища является связующим звеном организма с природой. Таким образом, организм, пища и внешняя среда образуют единое целое.
В основу рационального питания положен принцип сбалансированности потребляемой пищи (количество и качество пищевых веществ, энергетическая ценность пищевого рациона).
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов, связанных с основами рационального питания различных групп населения, необходимо познакомиться с процессами пищеварения в организме, где происходят сложные преобразования пищи, которые в дальнейшем используются для пластических и энергетических целей организма.
Пищеварение: сущность, строение пищеварительного тракта.
Пищеварение — важнейший физиологический процесс, в результате которого сложные пищевые вещества пищи под воздействием механической и химической обработки превращаются в простые, растворимые и, следовательно, усвояемые вещества. Дальнейший их путь — использование в качестве строительного и энергетического материала в организме человека.
Пищеварительный тракт представляет собой трубку, в некоторых местах расширенную.
Ферменты — вещества белковой природы. В желудочно-кишечном тракте имеют свою специфичность: белки расщепляются только под воздействием протеаз, жиры — липаз, углеводы — карбогидраз. Каждый фермент активен только при определенной рН среды.
Функции желудочно-кишечного тракта:
1. Двигательная, или моторная — за счет средней (мышечной) оболочки пищеварительного тракта, сокращение-расслабление мышц осуществляет захват пищи, жевание, глотание, перемешивание и продвижение пищи вдоль пищеварительного канала.
2. Секреторная — за счет пищеварительных соков, которые вырабатываются железистыми клетками, расположенными в слизистой (внутренней) оболочке канала. Эти секреты содержат ферменты (ускорители реакций), которые осуществляют химическую обработку пищи (гидролиз пищевых веществ).
3. Экскреторная (выделительная) функция осуществляет выделение пищеварительными железами в желудочно-кишечный тракт продуктов обмена.
4. Всасывательная функция — процесс усвоения пищевых веществ
через стенку желудочно-кишечного тракта в кровь и лимфу. Желудочно-кишечный тракт начинается в ротовой полости, далее пища поступает в глотку и пищевод, которые осуществляют только транспортную функцию, пищевой комок опускается в желудок, далее в тонкий кишечник, состоящий из 12-перстной кишки, тощей и подвздошной кишки, где в основном происходит окончательный гидролиз (расщепление) пищевых веществ и они через стенку кишечника всасываются в кровь или лимфу. Тонкий кишечник переходит в толстый, где практически отсутствует процесс пищеварения, но функции толстого кишечника также очень важны для организма.