Монгольское завоевание Руси. Взаимоотношения русских княжеств с Золотой Ордой

В декабре 1237 г., войска хана Батыя вступили в пределы Рязанского княжества. У историков нет единого мнения о численности монгольской армии. Скорее всего, в военных действиях против Руси принимало участие примерно 50 тысяч воинов. Рязань оборонялась, но, не получив помощи от других княжеств, пала. По замерзшей Оке (русла рек и служили кочевникам дорогами в зимнее время) воины Батыя вышли к Коломне, где встретились с остатками рязанской рати и дружиной владимирского князя. Русское войско, значительно уступавшее по численности монгольскому, потерпело поражение. После этого была взята и сожжена Москва. В начале февраля 1238 г., войска Батыя подошли к Владимиру. 7 февраля столица Северо-Восточной Руси пала, а 4 марта на р. Сити было разгромлено войско владимирского князя, и сам он погиб. Затем, захватив после двухнедельной осады небольшой пограничный Торжок, монголы двинулись на Новгород, но, повернули на юг.

Отдохнув и набрав силы, весной 1239 г. монголы обрушились на Южную, а затем и Юго-Западную Русь. Пал Переяславль, был захвачен Чернигов, а в декабре 1240 г. после осады Батыю удалось взять Киев. После этого монголы покорили Галицко-Волынскую Русь. Затем состоялся поход в Европу.

Причины поражения русских заключались в политической раздробленности русских земель, а также превосходстве монголов, как в численности в каждом сражении, так и в подготовленности войск к ведению крупномасштабных военных действий, уровне военной дисциплины.

После нашествия монголов Русь попала в зависимость от монгольского государства, получившего в дальнейшем название Золотая Орда. Русь сохранила свои внутренние порядки, а ее зависимость ограничивалась выплатой дани (т.н. ордынского выхода, который до нач.XIV в. собирали специальные уполномоченные хана - баскаки), а также назначением великого князя Владимирского ханом, который становился для русских князей верховным сюзереном. От налогов освобождалось только духовенство, ученые, врачи и нищие.

В результате нашествия особенно пострадали города. Это подорвало городские ремесла, затормозило и деформировало развитие товарно-денежных отношений. Разорение городов, обеднение населения, сбор дани и утечка серебра в Орду, усиливали натурализацию хозяйства, консервировали патриархальность русской деревни.

Кроме городов наибольший урон понесли князья и дружинники, т.е. светские феодалы, владеющие своими селами. Это привело к возрождению позиций государственного феодализма. В целом, превращение Руси в улус Золотой Орды, привело к тому, что ее цивилизационная орбита сдвинулась в восточную сторону.

 

Принятие христианства и его последствия

Крещение Руси в 988 году, положившее начало становлению русской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов, среди которых следует отметить стремление князя Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Кроме того, принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей.

Причины, обусловившие выбор именно христианства, многообразны. Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины. Кроме того, учитывалась международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства.

Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить огнем и мечом. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей.

Переход к христианству имел огромное историческое значение, он сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.

Оно помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь активно выступала и против рабства.

Таким образом, христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: