В начале V в., после падения Римской Империи, в Европе были созданы первые ранние государства. Первоначально для европейских государств были характерны смешанные, западные и восточные, черты развития. Государство строилось на принципах жесткой иерархии.
В VIII–X вв. средневековая европейская цивилизация вступает в следующий период развития. В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной.
Земельные наделы свободных общинников и монастырей постепенно, в результате прямых захватов, купли и т.д. переходят в руки знати. Так формируется феодальная форма землепользования. Феод – особая наследственная форма землевладения, связанная с обязательным несением военной или гражданской службы. Собственность феодала не являлась частной и зависела от системы личного подданства, имеющего иерархический характер. Право собственности феодала на землю и зависимость от него крестьян выражалась в феодальной ренте (барщина, дань, продуктовый или денежный оброк). Общественная система средневековой цивилизации основывалась на принципах вассалитета. Вассальные отношения предусматривали наличие взаимных прав и обязанностей между сеньором, дающим землю, и вассалом, приносящим вассальную присягу. Вассалитет предполагал некоторую децентрализацию власти за счет делегирования ряда полномочий сеньора вассалам. Средневековая Европа отличалась общинно-корпоративным устройством: цехи, гильдии, рыцарские ордена, церковные и сельские общины. Корпорации одного уровня объединялись в сословие.
В середине Х в. Оттон I Великий предпринял попытку воссоздать единое могущественное государство в Европе. В 962 г. он захватил Италию и объявил себя императором «Священной Римской империи».
Третий период развития средневековой цивилизации Европы, X–XIII вв., был насыщен очень важными и внутренне противоречивыми событиями. К ним, прежде всего, относится внешняя экспансия христианского мира. XI–XIII вв. стали периодом завоевательных крестовых походов в мусульманские страны Востока и языческие европейские государства.
Средневековое общество Европы являлось традиционным, т.к. преобладал аграрный сектор в экономике, повсюду использовался ручной труд, наблюдалось строгое следование традиции и христианским заповедям, в обществе наблюдалось стремление к внутреннему единству и внешней обособленности, корпоративность
В XIV–XV вв. средневековая Европа вступила в последний период своего существования, который означал кризис христианского мира, мутацию и трансформацию основ цивилизации.
Идеи Возрождения и Реформации – идеологическая основа Нового времени
Становление Нового времени ознаменовалось такими явлениями в духовной жизни как Ренессанс (Возрождение) и Реформация. Для Ренессанса характерна идеология гуманизм а, утверждение нового виденья человека и окружающего его мира. Гуманисты утверждали достоинство и уважение к человеческой личности, безграничные возможности человеческого разума. Свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, сильный критический дух гуманизма подготовили почву для разрушения религиозного и утверждения научного мировоззрения. Гелиоцентрическая система Н. Коперника и Г. Галилея сменила птоломеевскую картину мира. Т. Браге опроверг богословскую теорию о твердой природе небесного свода; И. Кеплер вывел законы обращения планет вокруг солнца; Дж. Бруно создал учение о вечности и бесконечности Вселенной.
Реформация как социально-политическое и религиозное движение характеризуется борьбой верующих против католической церкви. Немецкий профессор теологии Мартин Лютер, возглавивший протестантов, отрицал посредническую роль церковнослужителей между людьми и Богом, утверждая, что человек рожден для труда, и добросовестным исполнением своего мирского призвания должен искупить свою греховность. В религиозной доктрине М. Лютера повседневная трудовая деятельность отдельного человека приобрела значение высшей духовной ценности.
В последующем реформаторское движение проникает и в другие страны Европы. Нелютеранским вариантом реформационного движения стало провозглашение английским Парламентом англиканской церкви во главе с королем Генрихом VIII Тюдором.
Другое течение в Реформации связано с именем француза Жана Кальвина. Главное в его учении - идея божественного предопределения. Но, в то же время, утверждал Кальвин, каждый истинный христианин обязан твердо верить в личнуюбогоизбранность и на протяжении всей жизни неустанно искать все новые подтверждения этой вере, добиваясь успехов в мирской деятельности. И успех в любой сфере жизнедеятельности был провозглашен критерием богоизбранности. Таким образом, в кальвинизме труд окончательно приобрел значение важнейшего религиозного долга, а его высокая эффективность стала признаком личной богоугодности христианина.
Под влиянием гуманистов и деятелей Реформации в массовое сознание начинают проникать представления о правах личности, прежде всего о свободе личности, о праве на сопротивление тирании, о равенстве людей между собой и перед законом, о необходимости отделения церкви от государства, о необходимости поддержания баланса общественных и государственных интересов. В конечном счете, идеи гуманизма и протестантская этика оказались одним из фундаментов, на котором строилась новая европейская цивилизация.