Основные философские школы Древней Индии

 

Древнейшим литературным памятником были «Веды» соче­тавшие мифологическое мировоззрение с описанием религиозных ритуалов и некоторыми философскими представлениями. Со вре­менем Веды обрастают комментариями, подразделяемыми на жанры: брахманы, араньяки, упанишады.

Брахманы — ритуальная часть Вед, в которой даются настав­ления, относящиеся к религиозной жизни людей. На брахманы опиралась религия брахманизма. Араньяки — описание образа жизни отшельников. Упанишады — философские комментарии к Ведам. В своей совокупности эти жанровые ком­ментарии образуют Шрути - свод рели­гиозно-философского сознания, сходный с Библией.

В центре Упанишад стояла проблема обоснования бытия. Ис­точником всего сущего является Верховное божество (ансара — неучтожимый), существующее вне времени и пространства. В своей сущности это Божество не может быть познано ни чувствами, ни разумом. Это философ­ский принцип, безличное Божество. Во Вселенной Божество проявляет себя воплощаясь в Брахмана — творца и прародителя видимого мира. Брахман управляет миром не прямо, а через посредников. Воплощаясь в человека, Брахман получает имя атман. Брах­ман и атман — это первоначала, первоосновы бытия, имеющие два облика — материальный и духовный.

Главная цель познания — проникновение в мир магического ритуала, так как там скрыта истина. Реальный мир, Верховное божество рациональным путем познать невозможно. Знание дается после отрешения от вещественного мира. Иногда даже считалось, что действительное знание предоставляется человеку после смерти. Основным средством познания являлись интуиции.

Таковы исходные идеи традиционных школ Древней Индии, для которых характерен ведический идеализм. К ним относятся санкхъя, веданта. Cуществовали учения, отрицавшие ве­дизм, это буддизм, локаята — чарвака, вайшешика — ньяя.

Санкхъя. Основатель Капила (VII в. до н.э.). Школа Санкхъя, развивая линию вед, про­возглашала всеобщую одушевленность бытия. Смысл, сущ­ность бытия представляет Пуруша — вечное космическое Я. Пурушу нельзя отождествлять ни с телом, ни с чувствами, ни с умом, ни с интеллектом. Она есть множественный субъект опыта, ко­торый не может быть объектом познания.

Кроме нематериального, духовного начала школа Санкхъя признавала начало вещественное — «пракрити» — первоматерию — первопричину всего, кроме Пуруши. В этом проявляется дуализм санкхъи, при­знание ею двух начал — духовного (Пуруши) и материального (пракрити). Свойства вещей скрыты в их первоматерии, пракрити.

Пракрити состо­ит из трех гун: проявление, активность, пассивность (инертность). В этике они раскрываются как удовольствие, страдание и безраз­личие. Гуны физически не воспринимаемы. О них судят по след­ствию, т.е. по предметам, которые вызывают или удовольствие, или страдание, или безразличие. Например, цветы доставляют на­слаждение девушке, удручают тяжело больного человека и остав­ляют, как правило, равнодушным юношу.

Пуруша и пракрити — исходные субстанции. Соединяясь друг с другом, они образуют мир как живое существо, чувствен­ное тело (джива). Санкхъя выделяет двадцать пять начал пракрити, которые являются пер­вопричиной физических и психических явлений. К ним относят­ся: пуруша, пракрити, ум, зрение, слух, осязание, речь, воздух, огонь, вода и другие.

Чтобы встать на путь мудрости, следует быть бесстрастным наблюдателем событий, не вовлекаться в них. Это достигается в процессе осознания абсо­лютного отличия духа от материи. Так Я (Пуруша) становится свободным, бес­страстным по отношению к внешнему миру, выходит из круго­ворота рождений и смертей (сансары). Такое состояние свободы и освобождения от страданий называется мокшей. Мокшу можно достичь как при жизни, так и после смерти, в другом мире. Для достижения мокши необходимо пройти длительный путь воспи­тания1.

Методика такого воспитания подробно разработана философией йоги. Йога означает систему освобождения от мира и страданий путем постижения их иллюзорности и самоуглубления в себя, умение совершать дела отрешенно. Большинство философов школы Санкхъя отвергали Бога, так как его существование невозможно доказать.

Веданта (завершение Вед), одна из основных школ Древней Индии. Она сформировалась на основе упанишад и выступила впоследствии исто­ком индуизма. Веданта - кульминация ведического направления.

В основе — понятие Брахмана ( ду­ховная субстанция, не имеющая никаких свойств). Это единая и единственная реаль­ность, кроме нее ничего нет. Вселенная берет свое начало из Брахмана и в него возвращается при разрушении. Брахман как бы объемлет весь космос, реализуется в нем, так как все пред­меты, включая и людей, являются его элементами. Одновремен­но он находится вне космоса. Вселенная есть иллюзорный мир (майя).

Майя скрывает под видимым многообразием мира свою ис­тинную сущность — Брахмана. Мир и его предметное многообразие порождаются данной магической силой, а также нашим незнанием. Майя и незнание — две сто­роны одной медали.

Брахман — высший дух, а атман — проявление его в чело­веке. Брахман и атман, как бог и душа, едины. Тело состоит из нечистой плоти, которая порождает чувственные страсти. Наличие страс­тей свидетельствует о порабощении души телом, о незнании брахмана-атмана. Поэтому существует несвобода человеческой души, если она связана с телом.

Каждый человек причастен к Брахману-атману, что свидетельствует о возможности его позна­ния. Человек на пути к мудрости должен в процессе своей жизни трансформировать свою душу в состояние постоянного созерца­ния истины брахмана-атмана, что достигается через устранение незнания. С этой целью следует установить контроль над чувствами и интел­лектом. При этом необходимо очень сильно желать освобожде­ния.

Веданта не отрицала чувственного и рационального по­знания, но считала, что это познание не вскрывает причины бытия, которые остаются неизвестными. Человек «познает» лишь иллюзорный мир. Познать Брахмана, значит раствориться в нем. Процесс обучения под руководством просвещенного учителя продолжается до тех пор, пока человек не осознает истину: «Я — Брахман». Это означает, что душа становится блаженной и освобождается от всякого страдания. «Покрывало» майи спадает для тех людей, которые не видят в мире ничего кроме Брахмана.

Буддизм. Основатель— принц Сиддхартхи. Впоследствии он получил имя Будды («просветленный»). Буддизм — одна из мировых религий, но в ней отсутствует идея Бога и бессмертия души.

Будда рассматривал мир как постоянно изменяющийся поток дхарм (стихийные психофизические носители соб­ственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страсть, насилие). Мир есть совокупность дхарм, однако эта совокупность не есть ста­тичная и постоянно длящаяся целостность; бытие состоит из мгновений. Где нет изменений, там нет бытия, утверждают буддисты.

В то же время дхармы подчиняются закону причинно-следственной связи. Каждое мгновение, несмотря на его прехо­дящий характер, подготавливает и порождает другое мгновение. Между ними существует преемственность. Это обстоятельство не позволяет погибнуть миру и свидетельствует о строгом порядке в изменяющемся мире. Неумение увидеть Дхарму является основной причиной наших страданий. Дхарма проявляет себя через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего сущест­вования.

Будда отрицал бессмертие души.

В основе буддизма проповедь Будды о «четырех истинах», выражающих суть нравственной жизни. Первая истина — стра­дание пронизывает все человеческое существование, от рождения до смерти. Бытие и есть страдание, они тождественны. Вторая истина — существуют две причины страдания: первая — движение дхарм, создающее постоянное перерождение (сансара), и влияние прошлых рождений на се­годняшнего человека в форме нравственного закона (кармы); вторая — стремление человека к удовлетворению чувственных страстей. Эти страсти — результат незнания. Третья истина — освобождение человека от страдания возможно путем ликвидации причин, порождаю­щих жажду жизни. Четвертая истина — это путь, ведущий к освобождению от страдания, путь к нирване. Путь к нирване имеет восемь ступеней: 1) истинная вера — понимание четырех истин как основы для нравственного совер­шенствования; 2) истинная устремленность — искоренение соб­ственных дурных поступков; 3) ис­тинная речь — отказ от лжи, фривольностей и оскорблений; 4) истинное поведение — отказ от нанесения вреда, насилия и воровства; 5) истинный образ жизни, поведение человека определяется честным трудом без всякой ко­рысти; 6) истинная мысль — отказ от дурных мыслей и замена их добродетельными; 7) истинная па­мять — необходимо помнить, что праведное поведе­ние и борьба с соблазнами ведет к осмысленной жизни; 8) истинная концентрация — совокупность приемов, позволяющая «обуздать мысли и чувства» и достичь состояния нирваны.

Нирвана характери­зуется абсолютной мудростью, добродетельностью и невозмутимос­тью. Таким образом, человек в результате собственного выбора сам себя совершенствует и приобретает свободу от страданий.

Локаята. Основатель Брихаспати. Ло­каята, и особенно ее позднейшая школа чарваков («чарвака» — материалист)1, не являются традиционны­ми, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму, отрицали существование сверхъестественных сил. В трактате Каутилья «Артхашастра» (IV — III вв. до н.э.) изложена суть учения чарваков.

Согласно этому учению, нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада, всякая вещь имеет индивидуальную природу, возникает на своей основе. Мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Из них состоит все, что есть, в том числе и тело человека. Мир — произвольная комбинация элементов, а не божественное творение. Бог — это миф, так как его нельзя воспринять с по­мощью органов чувств.

Нематериальной души нет, человек целиком состоит из материи, поэтому, если он умирает, то от него не остается ничего, что могло бы наслаждаться и страдать. С этих позиций чарвака от­рицала, бессмертие.

Единственная реальная жизнь — земная. Каутилья выдвигает этическое уче­ние, согласно которому существование тела человека связано и с наслаждением, и со страданием, поэтому человеку следует руководствоваться двумя принципами: кама (наслаждение) и артха (польза). Смысл жизни состоит в том, чтобы получать как можно больше удовольствий и избе­гать страдания. Наслаждение чарвака считала самоцелью.

В теории познания чарвака утверждала: достижимо то, что воспринимаемо чувствами. Достоверным источником познания являются только восприятия, так как с их помощью непосредст­венно познается материальный мир. Логическое мышление может дать определенную пользу лишь при эмпирическом под­тверждении выводов. Чарвака скептически относилась к рацио­нальному познанию. Рациональное знание ненадежно, часто вводит в заблуждение, поэтому ведическое знание чарвака не считала знанием.

Вайшешика-нъяя. Учение вайшешика рассматривает с по­зиций теологии преимущественно онтологические проблемы, ньяя — гносеологические.

Вайшешика представляет мир как набор субстанций, в кото­рый включаются стихии (вода, земля, воздух, огонь), простран­ство и время, а также тонкая материя — эфир, душа и ум. Мироздание есть комбинация этих элементов.

Выделялись вечные внутренние частички стихий, которые на­зывались «ану» (атомы). Эти частички настолько малы, что они невидимы. Ану являются вечными материальными носителями и причинами всех проявле­ний вещей. В этом состоит их всеобщность. В противополож­ность всеобщности ану обладают и особенностью (вишеша), имеют индивидуальный характер. Ану сами по себе не способны к изменению и движению. Миром ану управляет высших дух — Брахман.

В познании Вайшешика-ньяя утверждала рационализм. По­знание начинается с чувственных восприятий предметов, так как ану недоступны для чувств. Восприятие подразделяется на внешнее, основывающееся на органах чувств, и внутреннее — логическое умозрение. Чувственное восприятие — основа для логического познания, но главное средство познания — умозак­лючение, ибо только умозаключая, мы приходим к выводу о существовании ану. Однако умозаключение следует проверять, если это возможно, чувственным восприятием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: