Древнекитайские философские школы. Учение Конфуция

 

Формирование философии основывалось на эпической лите­ратуре, состоящей из трех главных книг: книги истории; книги перемен; книги песен. В книге перемен выделяются элементы бытия — «десять небесных стволов»: ян, инь, небо, земля, че­ловек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделе­ния — человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношения между небесным и земным, человеком и небом находились в центре внимания.

Натуралистичес­кая школа Ян инь цзя. Эта школа счи­тала, что первоначально был хаос. Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, а инь (женское начало) — землей. Эти два божества породили все мироздание. Универсальный дуализм мужского и женского начал, а также циклическое взаимодействие «пяти стихий» — воды, огня, металла, дерева и почвы — были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая. Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. «первопорядок», «путь»).

Даосизм. Основатель - Лао-цзы. В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира. Дао — первоначало и принцип сущестования всего сущего. В дао две стороны: Первая сторона — не­бытийное начало, порождающее явления, вторая — материя, из которой состоят все вещи. В целом дао есть космическая душа, сочетающая в себе духовно-телесные начала. Дао — это единый закон свободного су­ществования, синтезирующий в себе божества ян и инь. Дао находится в основе всех явлений мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам. Познать дао невозможно, так как оно неопределимо.

Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни, при безразличном отно­шении к ней. Такое растворение в дао способствует приобретению сверхъ­естественных качеств и осознанию смысла вечного бытия и лич­ного бессмертия.

Император наследует замысел неба — сделать народ добрым. Смысл его правления — способствовать слиянию дао народа с небесным дао. Небесное дао предписывает такое идеальное об­щество, в котором все живут простой естественной жизнью и находятся в единстве с природой. Функция чиновников — раскрыть земное дао в народе и известить об этом императора с целью изменения правления и предотвращения социальных конфлик­тов. Это позволяет каждому и всем вместе вернуться к началу, к истокам естества, тем самым устанавливается эмбриональная гармония земного и небесного дао.Таким образом, социальный идеал находится в прошлом, в архетипе Дао, который следует распространить в Поднебесной.

Конфуцианство Основатель Конфуций. Он проповедовал устно. Позднее его беседы были записаны его учениками в трак­тате «Лунь юй». В своей концепции Конфуций призывал верить в идеи трех древних книг и передавать их. В отличие от даосизма, делавшего упор на природное начало, он придал своему учению морально-полити­ческий, социальный характер. Дао, по его мнению, способствует благо­приятному общественному развитию. Необходимость разработки такого учения обусловлена социальными конфликтами. Призывая к политической стабиль­ности, Конфуций развивал принципы государственного управле­ния. Его учение — идеология прочного китайского государства.

Он сохраняет идею государства неба как основополагающую. Небо - это природа, Бог и человек. Небо наделяется им силой и разумом, оно божественно. Все опреде­ляется небом. Ход вещей предопределен небесным провидением. Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное пред­определение. Философия Конфуция фаталистична.

Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами: любовь к людям, справедливость, искренность, уважение к родителям, предан­ность правителю. Однако эти добродетели не у каждого находят свое внешнее проявление. Многие люди обуреваемы стремлением к наслаждениям и выгоде. «Это — «ничтожества». Благородный человек руководствуется моральными принципами.Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично слива­ются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке.

Свою этику Конфуций положил в основу учения о государ­ственном управлении. В основу взаимоотношений между правителями и подданными по­ложен принцип «взаимного стремления к добру». Правители обязаны исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору. Император обязан сочетать в себе черты чиновника и философа.

Моизм. Основатель — Мо ди (Мо-цзы). Он создал школу, во многом противостоящую конфуцианству. Суть концепции Мо ди — в органичном сочетании «всеобщей и взаимной любви и выгоды». Моизм в отличие от конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу. Понимание пользы, выгоды в моизме ограни­чено нравственной оценкой поступка с позиций интересов наро­да, а не всякая деятельность индивида. Поэтому Мо ди разли­чал понятия «деятельность»   и «нравственный поступок». Они считали, что существует лишь один критерий нрав­ственности — «добродетельный поступок». Добродетельный поступок оценивает­ся, исходя из его целей и мотивов, а также последствий, к ко­торым он приводит.

Идеальным воплощением принципа «всеобщей и взаимной любви и выгоды» является воля неба. Она есть эталон всего сущего. В Поднебесной сын неба (император) с помощью чинов­ников обязан реализовать данный эталон в таком общественном порядке, где все люди любят друг друга и помогают друг другу: «богатый делится с бедным», «образованный учит необразован­ного», «сильный защищает слабого». Народ является выс­шей ценностью, а поэтому реализация его потребностей в действиях императора есть воплощение воли Неба. С этой целью император обязан использовать единую для всех справедливую и законную власть, ограничивая произвол чиновников. Так создается договор между сыном Неба и народом и возникает государство, в котором клю­чевой фигурой является император.

Воля неба не является фатальной, судьбоносной.

Теория познания и система логического доказательства были подчинены ре­шению этических проблем. Любой предмет есть совокупность свойств, поэтому, познавая свойства, мы познаем и предмет. Всякое понятие является лишь названием, наименованием того или иного предмета и существует независимо от него. Знание состоит из по­нятий, а понятие отражает объективную реальность.

Человек владеет чувственным и рациональным познанием. Чувственное знание характеризует предмет таким, каков он есть на самом деле, т.е. раскрывает его свойства. Рациональное зна­ние вскрывает причину: почему предмет такой, какой он есть. Чувственное знание является непосредственным, так как выражается через индивидуальный эмпирический опыт. Рациональное — опосредованное, полу­ченное от других людей и существующее в логических формах мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Критерием истины в моизме выступает фактическое исполь­зование знания для реализации интересов народа в соответствии с принципом «всеобщей и взаимной любви и выгоды».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: