Формирование философии основывалось на эпической литературе, состоящей из трех главных книг: книги истории; книги перемен; книги песен. В книге перемен выделяются элементы бытия — «десять небесных стволов»: ян, инь, небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва. Критерий выделения — человек и его деятельность. Основные мировоззренческие элементы: небо, земля и человек. Отношения между небесным и земным, человеком и небом находились в центре внимания.
Натуралистическая школа Ян инь цзя. Эта школа считала, что первоначально был хаос. Из хаоса впоследствии родились два божества: ян и инь. Ян (мужское начало) управлял небом, а инь (женское начало) — землей. Эти два божества породили все мироздание. Универсальный дуализм мужского и женского начал, а также циклическое взаимодействие «пяти стихий» — воды, огня, металла, дерева и почвы — были положены в основу всей традиционной духовной культуры Китая. Все основные философские течения пронизаны учением о дао (кит. «первопорядок», «путь»).
|
|
Даосизм. Основатель - Лао-цзы. В центре даосизма находится учение о дао как бытийной сущности мира. Дао — первоначало и принцип сущестования всего сущего. В дао две стороны: Первая сторона — небытийное начало, порождающее явления, вторая — материя, из которой состоят все вещи. В целом дао есть космическая душа, сочетающая в себе духовно-телесные начала. Дао — это единый закон свободного существования, синтезирующий в себе божества ян и инь. Дао находится в основе всех явлений мира и поэтому первично по отношению ко всем оформленным вещам. Познать дао невозможно, так как оно неопределимо.
Смысл жизни человека состоит в «слиянии» с дао уже в земной жизни, при безразличном отношении к ней. Такое растворение в дао способствует приобретению сверхъестественных качеств и осознанию смысла вечного бытия и личного бессмертия.
Император наследует замысел неба — сделать народ добрым. Смысл его правления — способствовать слиянию дао народа с небесным дао. Небесное дао предписывает такое идеальное общество, в котором все живут простой естественной жизнью и находятся в единстве с природой. Функция чиновников — раскрыть земное дао в народе и известить об этом императора с целью изменения правления и предотвращения социальных конфликтов. Это позволяет каждому и всем вместе вернуться к началу, к истокам естества, тем самым устанавливается эмбриональная гармония земного и небесного дао.Таким образом, социальный идеал находится в прошлом, в архетипе Дао, который следует распространить в Поднебесной.
Конфуцианство Основатель Конфуций. Он проповедовал устно. Позднее его беседы были записаны его учениками в трактате «Лунь юй». В своей концепции Конфуций призывал верить в идеи трех древних книг и передавать их. В отличие от даосизма, делавшего упор на природное начало, он придал своему учению морально-политический, социальный характер. Дао, по его мнению, способствует благоприятному общественному развитию. Необходимость разработки такого учения обусловлена социальными конфликтами. Призывая к политической стабильности, Конфуций развивал принципы государственного управления. Его учение — идеология прочного китайского государства.
|
|
Он сохраняет идею государства неба как основополагающую. Небо - это природа, Бог и человек. Небо наделяется им силой и разумом, оно божественно. Все определяется небом. Ход вещей предопределен небесным провидением. Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное предопределение. Философия Конфуция фаталистична.
Человек по своей внутренней сути обладает добродетельными импульсами: любовь к людям, справедливость, искренность, уважение к родителям, преданность правителю. Однако эти добродетели не у каждого находят свое внешнее проявление. Многие люди обуреваемы стремлением к наслаждениям и выгоде. «Это — «ничтожества». Благородный человек руководствуется моральными принципами.Гармония между гуманностью и благопристойностью образует такой социальный порядок (путь), в котором органично сливаются воедино все перечисленные выше добродетели. Система этих добродетелей формирует космическое дао, воплощаемое в благородном человеке.
Свою этику Конфуций положил в основу учения о государственном управлении. В основу взаимоотношений между правителями и подданными положен принцип «взаимного стремления к добру». Правители обязаны исходить не из закона, а из добродетели. Государство рассматривалось как одна семья. Власть в государстве принадлежит императору. Император обязан сочетать в себе черты чиновника и философа.
Моизм. Основатель — Мо ди (Мо-цзы). Он создал школу, во многом противостоящую конфуцианству. Суть концепции Мо ди — в органичном сочетании «всеобщей и взаимной любви и выгоды». Моизм в отличие от конфуцианства пытался связать в единый узел справедливость и пользу. Понимание пользы, выгоды в моизме ограничено нравственной оценкой поступка с позиций интересов народа, а не всякая деятельность индивида. Поэтому Мо ди различал понятия «деятельность» и «нравственный поступок». Они считали, что существует лишь один критерий нравственности — «добродетельный поступок». Добродетельный поступок оценивается, исходя из его целей и мотивов, а также последствий, к которым он приводит.
Идеальным воплощением принципа «всеобщей и взаимной любви и выгоды» является воля неба. Она есть эталон всего сущего. В Поднебесной сын неба (император) с помощью чиновников обязан реализовать данный эталон в таком общественном порядке, где все люди любят друг друга и помогают друг другу: «богатый делится с бедным», «образованный учит необразованного», «сильный защищает слабого». Народ является высшей ценностью, а поэтому реализация его потребностей в действиях императора есть воплощение воли Неба. С этой целью император обязан использовать единую для всех справедливую и законную власть, ограничивая произвол чиновников. Так создается договор между сыном Неба и народом и возникает государство, в котором ключевой фигурой является император.
Воля неба не является фатальной, судьбоносной.
Теория познания и система логического доказательства были подчинены решению этических проблем. Любой предмет есть совокупность свойств, поэтому, познавая свойства, мы познаем и предмет. Всякое понятие является лишь названием, наименованием того или иного предмета и существует независимо от него. Знание состоит из понятий, а понятие отражает объективную реальность.
|
|
Человек владеет чувственным и рациональным познанием. Чувственное знание характеризует предмет таким, каков он есть на самом деле, т.е. раскрывает его свойства. Рациональное знание вскрывает причину: почему предмет такой, какой он есть. Чувственное знание является непосредственным, так как выражается через индивидуальный эмпирический опыт. Рациональное — опосредованное, полученное от других людей и существующее в логических формах мышления: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Критерием истины в моизме выступает фактическое использование знания для реализации интересов народа в соответствии с принципом «всеобщей и взаимной любви и выгоды».