Реформы В. Путина в 2000 – 2008 гг

 

Начало президентства проходит под знаком консолидации российского общества, укреплении государственности, наведения порядка («диктатура закона»). Первые шаги нового президента строились вокруг укрепления «вертикали власти». В мае 2000 г. на территории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. На повышение эффективности государственного управления была направлена реформа Совета Федерации, в который до этого входили главы исполнительной власти субъектов (президенты, губернаторы и т.п.), и места которых стали теперь занимать не они, а их представители, работавшие на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав Государственного Совета – нового совещательного органа при президенте.

В декабре 2001 г. В.В. Путин подписал новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В июне 2007 г. Путин подписал закон о создании Следственного комитета при прокуратуре, таким образом, органы следствия были фактически отделены от органов прокуратуры.

Данные реформы проходил на фоне контртеррористической операции в Чечне и роста личной популярности В.В. Путина. Власть пыталась решить проблему поляризации общества за счет возвращения к советским атрибутам и формам существования. В декабре 2000 г. после бурных дискуссий правительству удалось провести через Думу изменение государственной символики: гербом остался двуглавый орел, был сохранен трехцветный флаг (правда, в армии разрешили использовать советские знамена), но был возвращен старый советский гимн с новыми словами С.В. Михалкова.

С целью усиления контроля над политическими движениями весной 2001 г. был принят новый закон о политических партиях. Речь шла об их общефедеральном статусе и перерегистрации. Это позволило власти отсечь от политической жизни «малые» партии.

В момент прихода В.В. Путина к власти была провозглашена необходимость «равноудаления олигархов» от власти. Значительные усилия правительство сосредоточило на привлечение инвестиций и улучшение делового климата. С этой целью были приняты новые документы: Налоговый и Таможенный кодексы, а также внесены изменения в Гражданский кодекс. Мерой, вызвавшей неоднозначную реакцию в обществе, но широко разрекламированную правительством, стало снижение налоговой шкалы с 30% до 13%. Новая шкала уравнивала всех плательщиков. В сентябре 2001 г. был принят новый Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и определивший механизм ее купли-продажи. В июне 2002 г. была разрешена купля-продажа сельскохозяйственных земель.

Благоприятная пауза в мировой экономики и рост цен на сырье привели к консолидации позиций государства в т.н. «естественных монополиях». В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному Собранию Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ.

Таким образом, к концу своего первого президентства В.В. Путину удалось добиться стабилизации политической и экономической ситуации, решить некоторые проблемы. Благодаря высоким ценам на нефть и газ экономика страны стала расти. Удалось снизить темпы инфляции. В течение 2000–2004 гг. бюджет сводился с профицитом, что позволило увеличить государственные резервы. Благодаря высоким доходам правительство реализовало ряд социальных программ (повышение пенсий и заработных плат, пенсионная реформа, повышение различных пособий).14 марта 2004 г. прошли президентские выборы. В.В. Путин получил 71,2% голосов.

Задачами второго президентства В.В. Путина были определены реформы железнодорожного транспорта, жилищного хозяйства, энергетики и газовой отрасли. Эти меры относились к числу непопулярных и были связаны с ростом тарифов. Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 г. вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах.

5 сентября 2005 г. В.В. Путин объявил о необходимости сконцентрировать государственные ресурсы и политику на нескольких направлениях – здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов. В правительстве специально была создана должность вице-премьера, ответственного за их реализацию (Д.А. Медведев).

В феврале 2006 г. заместителем руководителя администрации президента РФ В. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации ее автора заключается в том, что политика президента должна, в первую очередь, пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества.

Парламентские выборы прошли 2 декабря 2007 г. По итогам выборов «Единая Россия» получила 64,3% голосов (315 мест), КПРФ – 11,57% (57 мест), ЛДПР – 8,14% (40 мест), «Справедливая Россия» – 7,74% (38 мест). Таким образом, только четырем партиям удалось преодолеть 7%-ный барьер. Эти выборы окончательно сформировали политическую систему России начала XXI века.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: