Этапы европейской интеграции в ХХ в

 

В своей истории ЕС прошел несколько этапов.

Первый этап. Начало интеграционным процессам было положено декларацией министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г. о создании франко-германского объединения угля и стали. В апреле 1951 г. в Париже был подписан соответствующий договор и создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В него вошли Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Однако проект создания европейской армии (ЕОС) бы провален. В итоге, участники интеграции снова обратились к экономической сфере. В марте 1957 г. в Риме был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Таким образом, на этом этапе был создан таможенный союз, определены принципы совместной аграрной политики, сформулированы институционально-правовые основы интеграции. Тогда же обозначились два варианта развития интеграционных институтов – федерализм и конфедерализм.

Второй этап открывается с середины 70-х гг. Его иногда характеризуют периодом евроскептицизма (или «евросклероза»). На этом этапе в ЕЭС были приняты Греция (1980 г.), Испания и Португалия (1986 г.), была принята программа валютного сотрудничества (создана Европейская валютная система в июле 1978 г. и введена расчетная единица экю), создан механизм внешнеполитических консультаций. Другим новшеством стало создание в 1974 г. Европейского совета, который стал местом регулярных встреч руководителей стран сообщества. В том же 1974 г. было принято решение о проведении прямых всеобщих выборов в Европейский парламент.

Третий этап приходится на середину 80-х – начало 90-х гг. Наиболее важным событием стало принятие в декабре 1985 г. Единого Европейского акта, окончательно оформившего внутренний рынок в Европе, подписание Маастрихтских соглашений и образование Шенгенской зоны.

Четвертый этап знаменуется оформлением экономического и валютного союза и введением единой европейской валюты евро (с января 2002 г.). 17 июня 1997 г. 15 государств ЕС подписали Амстердамский договор о Европейском Союзе. Распад коммунистической системы и окончание «холодной войны» обусловили возможность расширения ЕС за счет государств Центральной и Восточной Европы.

29 октября 2004 г. главы государств ЕС подписали в Риме договор о конституции ЕС. Конституция была ратифицирована 15 государствами. Однако референдумы во Франции и Нидерландах по проекту конституции дали отрицательные результаты. В итоге, на саммите ЕС в Брюсселе в июне 2006 г. решение о судьбе конституции было отложено еще на год. Германия выдвинула предложение принятия промежуточного документа – «Основного закона». Он был принят в октябре 2007 г. на саммите в Лиссабоне.13 декабря 2007 г. 27 государств ЕС подписали Лиссабонский договор.

 

Россия и Запад в XXI в.: точки соприкосновения, противоречия и перспективы отношений

Конфликт между Россией и Западом предопределен развитием событий в последние два десятилетия в российском обществе. Процессы, происходящие в российском обществе, не способствовали повышению его открытости и совместимости с современными демократиями. Причем эти процессы лишь частично зависят от текущей политики власти – речь идет о долгосрочных тенденциях, на которые слабо влияли такие факторы как «похолодание» отношений с Западом после войны с Грузией в 2008 году, медведевская либерализация или конфликт из-за Крыма и Украины. Понятно, что эти факторы способствовали усилению или ослаблению более долгосрочных тенденций, но не могли их изменить.

Вопрос о том, насколько стабильны антизападные настроения в современном российском обществе, может иметь такой ответ: представляется, что они носят долгосрочный характер. Если экономические тенденции напоминают – несмотря на все отличия плановой и рыночной экономики – события середины 80-х годов (с отказом от системных реформ и высокой зависимостью от ценовой конъюнктуры в нефтяной сфере), то общественные настроения являются иными. Если краху СССР предшествовала идеализация Запада, то сейчас она совершенно неактуальна.

Личность Владимира Путина оказывает ключевое влияние на принятие решений в России, так что фактор президента является значимым при анализе как политико-экономических процессов, так и отношений с Западом. Представляется, что взаимное недоверие между Путиным и Западом является долгосрочным фактором. С начала своей деятельности на посту президента Путин были ориентирован на сближение с Западом на российских условиях, на закреплении в G8, воспринимавшимся как элитный международный клуб. Вплоть до февраля 2014 года Путин воспринимал Запад как неоптимального, но все же партнера, с которым возможно достижение неформальных договоренностей на компромиссной основе.

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: