Об итогах проведения областного смотра-конкурса экологической и природоохранной работы образовательных учреждений области в 2016-2017 учебном году

Информация

Областной смотр-конкурс экологической и природоохранной работы образовательных учреждений (далее – Областной смотр-конкурс) проводится в целях дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования, формирования экологической культуры подрастающего поколения, выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

В областном смотре-конкурсе 2016-2017 учебного года приняли участие 26 районов области и 5 городов. Конкурсные материалы поступили из 94 образовательных учреждений: 12 дошкольных образовательных учреждений; 1 начальной общеобразовательной школы; 22 основных общеобразовательных школ; 36 средних общеобразовательных школ; 3 коррекционных школ-интернатов; 20 учреждений дополнительного образования.

Содержательные и наиболее полные отчеты представили Котельничский, Слободской, К-Чепецкий районы и город Кирово-Чепецк.

12 муниципалитетов области (Верхнекамский, Котельничский, Лебяжский, Лузский, Нолинский, Омутнинский, Оричевский, Орловский, Слободской, Тужинский, город Слободской, город Кирово-Чепецк) имеют целевые программы по экологическому образованию. Так, в Лебяжском районе реализуется муниципальная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Лебяжском районе на 2014-2017 годы». В Лузском районе разработана и реализуется муниципальная программа Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2014-2017 годы», так же реализуется программа по экологическому образованию и просвещению в образовательных учреждениях Лузского района «Сохраним родной край» на 2015-2017 годы.

Анализ конкурсных материалов показывает, что экологическое образование в области осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

  По данным представленных отчетов в Кировской области знания по экологии учащиеся получают на уроках, факультативах, спецкурсах и др. (табл.1)

Таблица 1

район

образовательное учреждение

название курса форма организации класс кол-во часов

Афанасьевский район

МБОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево

Эволюция органического мира Природопользование факультатив 10   9 0,5   0,5

Кирово-Чепецкий район

МКОУ СОШ

с. Бурмакино

Зеленая лаборатория «Юный краевед» «Родной край» Экология внеурочная деятельность спецкурс кружок 5-6 4 9-11 8-11 1 1 1 1

МКОУ ООШ

с. Фатеево

«Зеленая планета»   «Наш край» «Здоровей-ка» «Учусь создавать проект» внеурочная деятельность урок внеурочная деятельность 5-7   6-9 4   2-4 3   2,5 1   2

Котельнический район

МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра

Экология урок 9-10 1

Куменский район

МКОУ СОШ п. Краснооктябрьский

«Эколог и я» внеурочная деятельность 1-6 1

Лебяжский район

МКОУ СОШ пгт Лебяжье

«Окружающая среда и здоровье человека» «Наследственность и здоровье человека» Краеведение элективный курс 9   9   9 1   1   1

Малмыжский район

МБОУ «Лицей

г. Малмыжа»

«Экологический калейдоскоп» внеурочная деятельность 7 1

Нолинский район

МКОУ СОШ с УИОП г. Нолинска

Глобальная экология   Экология родного края проектная деятельность внеурочная деятельность 11   5 1   1

МКОУ ООШ

с. Татаурово

«Юный биолог» «Планета загадок» внеурочная деятельность 1-6 1

Оричевский район

МОКУ Лугоболотная СОШ

«Юный эколог» Краеведение с основами экологии внеурочная деятельность урок 1-4   9 1   0,5

Пижанский район

МКОУ ООШ с. Воя

«Я-исследователь» «Экошкола» внеурочная деятельность 1-2 5 1 1

МКОУ ООШ с. Обухово

«Юнэк» внеурочная деятельность 5-7 1

Слободской район

МКОУ СОШ с.Бобино

Экология Экологическое краеведение Основы проектной деятельности (экологической направленности) урок урок     урок 8-9 5     10-11 1 1     1

МКОУ СОШ д.Денисовы

Экология человека Общая экология Социальная и глобальная экология «Мир, в котором я живу» «Моя экологическая грамотность» Основы проектирования-экология уроки семинары лекции спецкурс урок практикум 9 10   11 10-11   5-6     10-11 1 1   1 0,5   1     1

Уржумский район

МКОУ СОШ № 3

«Люби и знай свой край родной» «Земля-наш дом» Географическое краеведение внеурочная деятельность 1-4   1-4 7-8 1   1 1

МКОУ СОШ с УИОП с. Шурмы

«Юные экологи» «Исследователи природы» «Азбука содержания домашних животных» внеурочная деятельность 3 5   1 1 1   1

г. Вятские Поляны

МКОУ гимназия

Экология человека Биологическое краеведение урок 8   9 1   1

МКОУ Лицей с кадетскими классами им. Г. С. Шпагина

Классическая экология Социальная экология элективный курс 10   10 1   1

г. Котельнич

МБОУ СОШ с УИОП №1

Природное краеведение урок 6 0,5

МБОУ СОШ с УИОП №2

Экология урок 10-11 1

МБОУ CШ №3

Экология Природное краеведение урок   урок 9   8 1   1

г. Кирово-Чепецк

МБОУ Лицей

Экология родного края «Юный эколог» урок   кружок 5   4-6 0,5   1

МБОУ многопрофильный лицей

Зеленая лаборатория кружок 7 1

МКОУ СОШ с УИОП № 4

Природное краеведение урок 8 1

Таким образом, предмет «экология» в учебные планы школ районов включен в 11 районах и 3 городах области, всего в 24 общеобразовательных учреждениях. Используются разнообразные формы организации занятий, среди которых предпочтение отдается урокам экологии внеурочным занятиям. В ряде школ осуществляется преемственность в обучении экологии: изучаются все курсы от экологии своей местности до глобальной и социальной экологии. В большинстве общеобразовательных учреждений экология изучается в старших классах, в ряде школ в среднем и младшем звене.

В образовательных учреждениях области создана сеть кружков и объединений эколого-биологической, натуралистической направленности: работают 308 учебных групп в 103 общеобразовательных учреждениях с охватом детей более 4000 обучающихся. Реализуется 205 образовательных программ естественнонаучной направленности дополнительного образования детей.

В Кировской области экологическое образование реализуется в 116 дошкольных образовательных учреждениях. При этом создаются и реализуются экологические проекты, проводятся экологические занятия с детьми, устраиваются экскурсии в природу, прогулки по экологической тропе, осуществляются выставки, трудовые десанты, практические природоохранные акции и др. Дети занимаются выращиванием рассады, озеленением и благоустройством территорий, участвуют в театральных постановках, занимаются в уголках природы. В шести муниципальных районах области дошкольные учреждения используют в своей работе программу «Юный эколог» по воспитанию экологической культуры в дошкольном детстве С.Н. Николаевой (Афанасьевский, Верхнекамский, Оричесвский, Малмыжский, Уржумский, Пижанский районы). Также в дошкольных образовательных учреждениях реализуются следующие программы: программа экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой (город Котельнич), программа экологического воспитания детей дошкольного возраста Т.А. Носковой (Афанасьевский, Оричевский районы), дополнительная образовательная программа С.Н. Николаевой «Методика экологического воспитания в детском саду», «Экологическое воспитание младших школьников» (Лузский район), в МКОДУ д/с № 14 г. Лузы реализуется экологическая программа «Почва-живая земля», «Деревья: от Акации до Ясеня», «Я и природа».

В учреждениях области широко используются разнообразные формы внеклассных и внешкольных мероприятий: беседы экологического содержания, экологические викторины, конкурсы, экологические месячники, природоохранные акции и другие мероприятия. Основными формами организации работы с детьми являются научные общества, экологические отряды и патрули. По данным представленных отчетов в Кировской области экологические отряды распространены в 56, экологические клубы в 10, научные сообщества в 6, экологические патрули в 27 образовательных учреждениях. Так же в 55 образовательных учреждениях используются другие формы организации экологической и природоохранной деятельности, представленные в виде агитбригад, экологических десантов, волонтерских отрядов, советов и др.

Научные сообщества, экологические патрули, клубы, дружины и отряды активно действуют и работают в образовательных учреждениях Кирово-Чепецкого, Котельничского, Слободского, Пижанского, Оричевского районов и города Котельнича. Так, в Слободском районе в 2 образовательных учреждениях: МКОУ Озерницкая ООШ п. Центральный, МКОУ СОШ с. Бобино работае 4 научных общества учащихся с охватом более 90 детей с 1 по 11 классы. Активная деятельность экологических отрядов отмечается в КОГОАУ «Лицее естественных наук» г. Кирова, где успешно работает 7 отрядов с охватом более 600 детей (14-17 классы), которые активно проявляют себя в различных мероприятиях районного, областного и всероссийского уровней. Экологические патрули широко представлены в Котельничском районе в 6 образовательных учреждениях и в Афанасьевском районе в 9 учреждениях, в которых занимаются более 200 детей.

Образовательные учреждения области принимают активное участие в массовых мероприятиях эколого-биологической направленности (научно-практические конференции, школьные лагеря, олимпиады). В течение 2016-2017 учебного года муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии проведен в 16 районах и 3 городах. Всего в муниципальном этапе участвовало 299 учащихся из 40 образовательных учреждений.

Организовано 55 школьных экологических лагерей с охватом 1854 учащихся. Наиболее эффективно в этом плане работают районы: Малмыжский (школьный лагерь организован и проведен в 9 образовательных учреждениях), Кирово-Чепецкий район (7 ОУ), Котельничский (7 ОУ), Лузский (7 ОУ), Афанасьевский (6 ОУ) Верхошижемский (2 ОУ), Лебяжский, Омутнинский, Верхнекамский, Нолинский, Пижанский, Куменский, Кикнурский, Уржумский районы, город Кирово-Чепецк, город Котельнич, город Вятские Поляны по 1 ОУ.  В Кирово-Чепецком районе проводился районный экологический лагерь, в котором приняли участие 15 школьников из шести образовательных учреждений (МКОУ СОШ с. Каринка, МКОУ СОШ п. Ключи, МКОУ СОШ с. Селезениха, МКОУ СОШ с. Бурмакино, МКОУ Краснооктябрьская ООШ д. Чуваши, КОГОБУ «Кирово-Чепецкая санаторная школа-интернат).

Районный (городской) этап экологической конференции исследовательских работ школьников проведен в 16 районах и 3 городах, в нем приняло участие 271 учащихся 96 общеобразовательных школ.

Образовательные учреждения области активно принимают участие областных мероприятиях эколого-биологической направленности. Наиболее популярными являются: областной конкурс – фестиваль «Гимн воде», областной конкурс-фестиваль исследовательских работ младших школьников «Я познаю природу», областная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды «Человек и природа», областной конкурс юных флористов «Зеркало природы», областной конкурс «Подрост», областной конкурс детского творчества «Образы Земли», областной экологический Интернет-конкурс «Природа родного края», региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» и другие. Активное участие в различных областных конкурсах естественнонаучной направленности принимают школы Кирово-Чепецкого, Нолинского, Лузского, Слободского, Тужинского Уржумского, Пижанского, Оричевского, Котельничского районов, а также городов: Котельнича, Слободского, Кирово-Чепецка, Вятских Полян.

В 2016-2017 учебном году школьники области принимали активное участие во Всероссийских мероприятиях. Большой популярностью пользуются у обучающихся Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», международная игра-конкурс «Гелиантус», в которых в последнее время принимает участие большое количество образовательных учреждений области.

Обзор представленных материалов показывает, что большое влияние на формирование экологической культуры школьников оказывает организация практической природоохранной деятельности, которая помогает шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы и культуры. Воспитательная работа в школах строится с использованием различных способов вовлечения учащихся в активную природоохранную деятельность. В течение учебного года в образовательных школах велась работа по озеленению территории школы, выращивались сотни тыс. корней цветов, продолжалась работа по озеленению кабинетов, коридоров школы, осуществлялся уход за комнатными растениями. Силой обучающихся организовывалась работа по уборке территорий школ, населенных пунктов, проводились экологические субботники, обустраивались места отдыха.

Экологическое воспитание по-прежнему занимает значительное место в системе воспитательной работы образовательных учреждений. Прежде всего, оно направлено на личность учащегося, осознающего свою роль в природной среде и обладающего чувством долга, психологически готового принимать экологически правильные решения.

 

КОГОБУ ДО «Дворец творчества-Мемориал»

Центр дополнительного экологического образования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: