Анализ ритмичности выпускаемой продукции

 Под ритмичностью производства понимается равномерный выпуск продукции в течение всего анализируемого периода в строгом соответствии с планом.

Неритмичная работы приводит к невыполнению плана по выпуску продукции, неполному использованию производственных мощностей, к сверхурочным работам в конце месяца, к увеличению брака.

Поэтому анализ ритмичности должен проводится тщательно, чтобы вскрыть причины нарушения плана выпуска продукции.

 

Причины неритмичности выпуска продукции:

- отсутствие достаточного задела незавершенного производства;

- перебои в снабжении;

- внеплановый простой оборудования;

- низкое качество сырья и материалов;

- нарушения технологического регламента.

Анализ ритмичности может проводится по дням, декадам, месяцам, по сменам и часам.

При анализе ритмичности выпуска продукции по декадам необходимо:

1 определить процент выполнения плана по каждой декаде;

2 выяснить причины недовыполнения и перевыполнения плановых заданий;

3 определить коэффициент ритмичности;

Коэффициент ритмичности определяется путем деления суммы процента выполнения плана по каждой декаде, но не более 100%, деленное на 300.

  Критм. ≤ 1, т.к. при его расчете перевыполнение плана не учитывается.

- определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности.

Максимальный выпуск продукции за декаду умножаем на три (при условии работы одинаково) минус фактический выпуск продукции за месяц.

При анализе ритмичности выпуска продукции по дням декады необходимо:

1 определить абсолютное отклонение за каждый день и выяснить причины этих отклонений.

2 определить коэффициент ритмичности

     Критм. = 1- сумма недовыполнения плана за каждый день/ план на декаду

- определить коэффициент частоты выполнения плана за анализируемый период.

Чисто дней в которые план выполнялся и перевыполнялся делить на чисто дней работы анализируемого периода.

 

 

   ЗАДАЧА   Провести анализ ритмичности выпуска продукции по декадам

Декады

Товарная продукция, тыс.руб.

План Отчет
I 50000 35000
II 52500 52000
III 52500 69500
Итого за месяц 155000 156500

 

1 Определяем процент выполнения плана по каждой декаде и отклонение от плана

       I дек. % вып пл. = 35000 / 50000 * 100% = 70%

В первой декаде план по выпуску продукции недовыполнен на 30% или на 15000 тыс.руб.

       II дек.% вып пл. = 52000 / 52500 * 100% = 99,1%

Во второй декаде план по выпуску продукции недовыполнен на 0,9% или на 500 тыс.руб.

       III дек.% вып. пл. = 69500 / 52500 * 100% = 132,4%

В третьей декаде план по выпуску продукции перевыполнен на 32,4% или на 17000 тыс.руб.

2 Определяем причины недовыполнения плана во второй и первой декадах.

3 Определяем коэффициент ритмичности

       Предприятие работает не ритмично т.к. Критм < 1

4  Определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности

       R = 69500 * 3-156500= 52000 тыс.руб.

 

  ЗАДАЧА   Провести анализ ритмичности по дням декады

Показатели

Дни декады

Итого

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
План 100 100 100 100 105 105 105 105 105 105 1030
Отчет 80 85 85 90 105 105 105 140 135 150 1080
Отклонение -20 -15 -15 -10 - - - 35 30 45 50

 

1 Определяем отклонение за каждый день декады (смотри таблицу)

2 Определяем коэффициент ритмичности

         Критм = 1- (20+15+15+10) / 1030 = 0,94

Предприятие работает неритмично

3 Определяем коэффициент частоты

         Кчастоты = 6 / 10 = 0,6

4 Определяем резерв увеличения выпуска продукции за счет ликвидации неритмичности

         R =(150 * 10)-1080 = 420 тыс.руб.

 

Анализ выполнения плана по объему реализации

Реализованная продукция - это продукция, которая отгружена покупателю и оплачена им.

В объеме реализации надо учитывать товарную продукцию планового года ± остатки товарной продукции на начало и конец года.

↑РП = ↑ТПпл. год + ↓остатки ТП н.г – остатки ТП кон. года.

  ↓остатки ГП на складе

                 ↓остатки товаров отгруженных

 

При анализе выполнения плана по объему реализации необходимо:

1 Определить процент выполнения плана по объему реализации;

 Для этого необходимо сопоставить фактический объем реализации в ценах предприятия (без НДС) с плановым заданием. Причем если за отчетный период произошло изменение действующих оптовых цен, то плановый объем реализации нужно скорректировать на это изменение.

2 Определить отклонение от плана и выявить факторы, которые повлияли на изменение объема реализации:

- изменение выпуска товарной продукции за анализируемый период.

Увеличение выпуска товарной продукции приводит к увеличению объема реализации при условии, что вся продукция произведенная сверх плана реализована в отчетном периоде.

- изменения остатков готовой продукции на складах предприятия (их уменьшение приводит к увеличению объема реализации)

- товары отгруженные, но не оплаченные покупателем в срок.

Поступление денег за ранее отгруженную продукцию приводит к увеличению объема реализации.

- ритмичность работы предприятия;

- работа отдела сбыта, который должен своевременно и четко использовать транспортные средства, вести подготовку готовой продукции к отгрузке, изучать спрос потребителя;

- работа финансового отдела и бухгалтерии, которые должны следить за своевременностью оплаты счетов покупателей, за своевременностью предъявления документов в банк на отгруженную продукцию.

3 Установить темп роста объема реализации по сравнению с прошлым годом.

4 Анализ выполнения плана по реализации должен проводиться с анализом выполнения плана по кооперированным поставкам.

ЗАДАЧА   Провести анализ выполнения плана по объему реализации

 

Показатели   План Отчет
Выпуск товарной продукции, тыс. руб. 4348 4680
Остатки готовой продукции на складах:    
- на начало периода 125 106
- на конец периода 24 48
Товарная продукция отгруженная, но не оплаченная покупателем:    
- на начало периода - 88
- на конец периода - 33
Объем реализации   4449 4793
 

1 Определяем процент выполнения плана по объему реализации и отклонения от плана

       % выполнения плана РП = 4793/4449*100% = 107,7%

       ∆ РП = 4793-4449 = 344 тыс.руб.

План по объему реализации продукции перевыполнен на 7,7% или на 344 тыс.руб.

2 Определяем влияние факторов на отклонения по объему реализации:

- изменение выпуска товарной продукции

       ∆ТП = 4680-4348 = 332 тыс.руб.

       % выполнения плана ТП = 332/4449*100% = 7,46%

За счет перевыполнения плана по выпуску ТП предприятие увеличило объем реализации на ту

величину

        ∆РП1 = 332 тыс.руб. или 7,5%

- изменение остатков ГП на складе

       ∆ ГП н.г. = ГП отч. – ГП пл.

       ∆ ГП н.г. = 106-125 = -19 тыс.руб.

       ∆ ГП к.г. = 48-24 = 24 тыс.руб.

       ∆ ГП = ∆ ГП к.г. - ∆ ГП н.г

       ∆ ГП = 24 – (- 19) = 43 тыс.руб.

За счет увеличения складских запасов предприятие уменьшило объем реализации.

       ∆РП2 = -43 тыс.руб.

       % = -43/4449*100% = -0,96%

- изменение товаров отгруженных, но не оплаченных в срок

       ∆ ТО = ТО к.г. - ТО н.г

       ∆ ТО = 33-88 = -55 тыс.руб.

- За счет поступления денег за продукцию ранее отгруженную предприятие увеличило объем реализации на 55 тыс. руб.

       ∆РП3 = 55 тыс.руб.

       % = 55/4449*100% = 1,23%

       Проверка:

       ∆РП = ∆РП1 + ∆РП2 + ∆РП3

       344 = 332-43+55

       344 = 344

План по объему реализации перевыполнен за счет увеличения выпуска товарной продукции и поступления денег за продукцию ранее отгруженную

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: