Анализ эффективности использования труда в торговле

Анализ численности работников торговли

Задачи анализа:

- выявить соответствие численности штатному расписанию по количеству и по составу;

- изучить динамику состава и структуры персонала;

- проанализировать состав персонала по уровню квалификации и стажу;

- рассчитать и оценить показатели движения и постоянства кадров;

- выявить факторы, влияющие на обеспеченность предприятия кадрами.

Анализ начинают с изучения динамики численности работников в целом по предприятию и по категориям работников, их состава и структуры.

Анализ состава (структуры) персонала производится по следующим видам выполняемых работ:

- работники торгового зала;

- работники, занятые организацией и управлением торговым персоналом (директор, маркетолог, товаровед и т.д.);

- работники экономической службы;

- вспомогательные рабочие (уборщицы, грузчики, охрана и т. д.)

Сравнивая фактические данные с плановыми (штатным расписанием) определяется обеспеченность предприятия кадрами. Обеспеченность предприятия кадрами во многом зависит от показателей движения и постоянства кадров. Поэтому далее рассчитываются показатели движения и постоянства кадров (коэффициенты оборота по приему и выбытию, текучести и т. д.). Выясняются причины высокой текучести кадров, разрабатываются мероприятия по ее снижению.

Для оценки эффективности использования труда в торговле используются следующие показатели:

Традиционные (общепринятые) показатели:

1) производительность труда (ПТ)

2) уровень фонда ЗП

Однако показатель производительности труда, исчисляемый как отношение товарооборота к среднесписочной численности, может изменяться по причинам, не зависящим или мало зависящим от качества труда торгового персонала и в наибольшей степени отражает действие факторов роста (снижения) товарооборота. В связи с этим эффективность труда в торговле оценивается преимущественно показателями качества обслуживания.

специфические показатели (показатели качества обслуживания):

3) время обслуживания 1 покупателя;

4) количество оказываемых услуг;

5) скорость обращения товаров (результативный показатель качества труда)

Анализ начинают с сопоставления динамики отдельных показателей: товарооборота, численности и выработки на 1 работника; фонда заработной платы, средней заработной платы и численности; фонда заработной платы и товарооборота; средней заработной платы и выработки.

Более тщательному анализу подвергается показатель производительности труда. Анализ начинают с сопоставления этого показателя в динамике за ряд лет (чем анализируемый период больше, тем лучше). В ходе анализа может быть выявлена тенденция как снижения так и повышения производительности труда.

Повышение производительности труда расценивается положительно, т.к. приводит к:

- снижению удельных затрат на заработную плату;

- росту товарооборота;

- увеличению прибыли;

- повышению финансовой устойчивости предприятия;

- повышению конкурентоспособности предприятия.

Снижение производительности труда, напротив, является негативным моментом в деятельности предприятия и влечет за собой:

- повышение удельных затрат на заработную плату;

- потребность в привлечении дополнительных кадров;

- снижение товарооборота

- снижение конкурентоспособности предприятия.

На производительность труда оказывают влияние большое количество факторов, которые можно разделить на 3 группы;

1) технической оснащенности труда

2) организационные факторы (организации труда)

3) материальной заинтересованности.

Влияние факторов может производиться с помощью способов детерминированного и стохастического анализа.

Изучение динамики качественных показателей использования трудовых ресурсов позволяет решить вопрос повышения качества обслуживания, расширения доли предприятия на рынке и повышения конкурентоспособности фирмы.

8) Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Анализ трудовых ресурсов позволяет выявить недостатки в организации работы с кадрами, недостаточную эффективность их использования и др.

На основе полученной в ходе анализа информации необходимо обозначить пути и наметить мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Одним из резервов повышения эффективности использования кадров является повышение производительности труда, которое имеет большое значение для предприятия.

Значение повышения производительности труда:

1) увеличивается производство продукции без увеличения численности работников;

3) снижает себестоимость продукции и увеличивает прибыль.

Пути повышения производительности труда:

1) механизация производственного процесса;

2) повышение уровня квалификации кадров;

3) снижение текучести кадров;

4) повышение дисциплины и уровня организации труда;

5) использование моральных и материальных стимулов и т.д.

Лекция 6

“Анализ производства и реализации продукции”

План

1) Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции.

2) Анализ динамики производства и реализации продукции.

3) Анализ структуры продукции.

4) Анализ ритмичности работы предприятия.

5) Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

6) Анализ отгрузки и реализации продукции.

7) Резервы увеличения объемов производства.

1) Значение, задачи, источники информации для анализа производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции – взаимосвязанные показатели. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темп роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества – факторы, во многом определяющие величину издержек, прибыль и рентабельность. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.

Целью анализа производства и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов производства и реализации продукции, расширение доли рынка при максимальной загрузке производственных мощностей, и как следствие – улучшение финансово-экономического положения предприятия.

Задачи анализа:

- оценить степень выполнения плана производства и реализации продукции;

- изучить динамику, состав и структуру объема производства и реализации продукции;

- проанализировать ритмичность работы предприятия;

- изучить качество и конкурентоспособность производимой продукции;

- определить факторы, влияющие на объем производства и реализации продукции;

- определить факторы, влияющие на качество продукции и степень их влияния;

- определить выполнение договорных обязательств;

- изыскать резервы увеличения объема производства и реализации продукции;

- разработать мероприятия по увеличению выпуска продукции и ее реализации.

Источники информации для анализа:

- бизнес-план предприятия;

- оперативные планы-графики;

- отчетность Ф№ 1 – П (годовая) “Отчет по продукции”

- Ф№ 1 – П (квартальная) “Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте”

- Ф№ 1 – П (месячная) “Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции”

- Ф№ 2 “Отчет о прибылях и убытках”

- Ведомость № 16 “Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация”

- данные оперативно-технического и статистического учета

- материалы наблюдений.

2) Анализ динамики производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации промышленной продукции может быть выражен в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Натуральные показатели используются при анализе объема производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели применяются для обобщающей характеристики объема производства продукции. Например, на консервных заводах – условные банки, на ремонтных предприятиях – условные ремонты и т.д.

Стоимостные показатели – это обобщающие показатели объема производства и реализации

Основными показателями объема производства и реализации являются: валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция – это вся продукция и работы, произведенные на предприятии за год, включая незавершенное производство.

Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации. Отличается от валовой тем, что в ее состав не входит незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Реализованная продукция – это продукция, отгруженная и оплаченная покупателями.

Анализ производства и реализации продукции начинают, как правило, с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста, а так же с оценки выполнения плана по производству и реализации. В условиях нестабильной экономики, при анализе за длительный период для этого лучше всего использовать натуральные показатели и сопоставимые цены, что позволит избежать влияния фактора инфляции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и реализации продукции по объему, ассортименту, качеству за день нарастающим итогом с начала месяца.

Произведенная продукция должна реализовываться. Поэтому особое внимание нужно уделить динамике объема реализованной продукции.

В ходе анализа нужно выявить различия в темпах роста производства и реализации. Это может происходить за счет изменения остатков нереализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным. При этом необходимо выяснить причины происходящего.

Анализ реализации продукции может быть тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.

Невыполнение плана по договорам может обернуться предприятию уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

3) Анализ структуры продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает структура производства и реализации продукции.

При формировании состава и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с 1ой стороны, спрос на различные виды продукции, а с др. – наиболее эффективное использование всех видов ресурсов (трудовых, финансовых, пр.)

В процессе анализа изучаются изменения в структуре продукции по сравнению с предыдущим периодом, устанавливаются причины изменений, как объективные, так и субъективные. Во всех случаях нужно не просто выявить факт изменения структуры выпускаемой продукции, а изучение причин и целесообразности этих изменений.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Номенклатура – это перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).

Оценка выполнения плана по ассортименту обычно производится с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть внешними и внутренними.

Внешние:

- конъюнктура рынка;

- изменение спроса на отдельные виды продукции;

- состояние материально-технического обеспечения;

- несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам

Внутренние:

- недостатки в организации производства;

- плохое техническое состояние оборудования, простои, аварии;

- низкая культура производства;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Помимо изучения динамики структуры производства анализируется выполнение плана по структуре.

Выполнение плана по структуре – это сохранение в фактическом выпуске продукции запланированных соотношений отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели, а именно:

- СВП;

- материалоемкость;

- себестоимость ТП;

- прибыль;

- рентабельность.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки.

Для определения влияния структуры продукции на СВП может быть использована следующая зависимость:

СВП = сумма (Объем производства фактический общий * удельный вес i - той продукции в общем объеме * цену i - той продукции)

4) Анализ ритмичности работы предприятия.

Изучение ритмичности производства и реализации продукции является важным этапом анализа производства и реализации вообще.

Ритмичность работы предприятия – это равномерность выпуска продукции в соответствии с графиком производства (по объему и ассортименту).

Нарушение ритмичности производства приводит к неполному использованию производственных мощностей в отдельные промежутки времени и к перегрузке в другие; нарушению охраны труда; появлению брака; невыполнению поставок по договорам. Это грозит предприятию убытками в виде штрафных санкций, несвоевременным поступлением выручки, перерасходом фонда заработной платы в связи с тем, что в одни периоды рабочим платят за простои, в др. за сверхурочные работы. В конечном итоге все это приводит к повышению себестоимости продукции, снижению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для анализа ритмичности работы предприятия используют прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели:

1) Коэффициент ритмичности. Определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Крит = выпуск продукции в 1 декаде + 2 +3

Например: Крит = 30 + 33,3 + 33,3 = 96,6 %

2) Коэффициент вариации – отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции

,

где - квадратичное отклонение от задания;

n – число суммируемых плановых заданий

Хпл – среднедекадное задание по графику.

3) Коэффициент аритмичности – сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

4) Удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, за месяц – к квартальному, за квартал – к годовому.

Косвенные показатели:

1) наличие доплат за сверхурочные работы;

2) оплата простоев по вине предприятия;

3) потери от брака;

4) штрафы за невыполнение обязательств по доставке и отгрузке;

5) наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

В случае выявления аритмичности работы предприятия необходимо выяснить ее причины. Причины могут быть внутренними и внешними.

Внутренние:

- тяжелое финансовое положение предприятия;

- низкий уровень организации, технологии;

- плохое материально-техническое обеспечение производства;

- низкий уровень планирования и контроля.

Внешние:

- несвоевременная поставка сырья и материалов;

- недостаток энергоресурсов не по вине предприятия, и др.

В ходе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой (разность между фактическим и возможным выпуском продукции).

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

Заключительный этап анализа – разработка конкретных мероприятий по устранению причин неритмичной работы.

5) Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Качество производимой продукции – важнейший показатель деятельности предприятия.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции (параметрических, эксплуатационных, потребительских, технологических, дизайнерских, уровня ее стандартизации, надежности и долговечности).

Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее, а следовательно увеличению объема реализации и прибыли.

Сумма прибыли, в этом случае, увеличивается не только за счет роста объема продаж, но и за счет более высоких цен.

В экономической литературе различают следующие показатели качества продукции:

1) обобщающие – характеризуют качество всей произведенной продукции. К этой группе показателей относятся:

- удельный вес новой продукции в общем объеме;

- удельный вес продукции высшего качества;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес аттестованной и сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции.

2) индивидуальные (единичные) - характеризуют одно из свойств продукции:

- полезность (содержание белка в продуктах питания, зольность угля и др.);

- надежность;

- технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность.

3) косвенные показатели:

- штрафы за некачественную продукцию;

- объем и удельный вес забракованной продукции;

- удельный вес зарекламированной продукции;

- потери от брака.

В ходе анализа в первую очередь изучается динамика показателей качества, выполнение плана по их уровню, причины отклонений.

Если качество продукции характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности.

Средний коэффициент сортности может находиться 2 способами.

1 способ:

2 способ:

,

т.е. отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции первого сорта.

Следующим шагом анализа является определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (ТП), выручку (В), прибыль (ПР).

Расчет производится следующим образом:

,

где Ц0, Ц1 – цена изделия до и после изменения качества;

С0,С1 – себестоимость продукции до и после изменения качества;

К1 – количество продукции высшего качества;

РП1 – объем реализации продукции повышенного качества.

Косвенный показатель качества продукции – брак.

Брак бывает:

1. Исправимый и неисправимый

2. Внутренний и внешний.

В ходе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП, определяют потери от брака.

Следующий шаг – изучение причин понижения качества продукции и разработка мероприятий по их устранению.

Основные причины снижения качества продукции:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- низкий уровень квалификации работников;

- аритмичность производства и прю

Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью. В условиях рыночной экономики предприятие должно определять степень соответствия своей продукции требованиям внутреннего и внешнего рынков. Решение этой задачи обеспечивается оценкой конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Под конкурентоспособностью понимается способность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимся или предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличии предложений других аналогичных товаров.

Конкурентоспособность продукции определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий рынка. Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов невозможно определить направления совершенствования выпускаемой продукции и разработки новых изделий.

При выборе продукции для сравнения необходимо, чтобы конкурирующая и оцениваемая продукция были аналогичны по значению и условиям эксплуатации, ориентирована на одну и ту же группу потребителей.

Для сохранения завоеванных позиций на рынке предприятие должно периодически проводить анализ конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности продукции отчетного года необходимо сравнивать с показателями предыдущего периода. Заключительным этапом анализа является разработка соответствующих рекомендаций, направленных на повышение уровня конкурентоспособности соответствующего вида продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: