Реорганизация юридических лиц

§ 1. Виды субъектов хозяйственной деятельности:

физические и юридические лица, ИП, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, представительства и филиалы, объединения хозяйственных организаций.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

    К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации в соответствии с законодательными актами.

Коммерческая организация - юридическое лицо, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, и (или) распределяющая полученную прибыль между ее участниками (ст. 46 ГК).

§ 2. К субъектам малого предпринимательства относятся ИП и юридические лица со среднемесячной численностью работников:

1) до 100 человек – в промышленности и транспорте;

2) до 50 – в строительстве и оптовой торговле;

3) до 30 – в общепите, бытовом обслуживании населения, розничной торговле;

4) до 25 – в других сферах.

В случае если субъект хозяйствования осуществляет несколько видов деятельности, то численность его работников берется в расчет только по основному виду его деятельности.

Субъектам МП с численностью до 15 человек в случае если в течение последних двух кварталов ежемесячная выручка не превышала 5 000 б.в. предоставляется право перейти на упрощенную систему налогообложения (налог из расчета 10% от валовой выручки заменяет ряд иных налогов (кроме экологического налога, акцизов и некоторых других).

Существуют государственные программы по поддержке МП, расходная статья на них закладывается в законе о бюджете.

Формы объединений хозяйственных организаций:

1) ассоциация (союз): некоммерческие организации (ст. 121 – 123 ГК)

2)холдинг (из англо-саксонского права):

   а) промышленный: если менее 50% имущества составляют доли (акции) в имуществе других юр. лиц, + кроме функции держателя акций осуществляется хозяйственная деятельность;

   б) финансовый: если более 50% имущества составляют доли (акции) в имуществе других юр. лиц;

    в) смешанный: если более 50% имущества составляют доли (акции) в имуществе других юр. лиц + кроме функции держателя акций осуществляется хозяйственная деятельность.

3) концерн (из германского права): юридическое лицо - единый центр принятия решений, касающихся деятельности входящих в концерн субъектов хозяйствования, которые в то же время являются самостоятельными. Часто этот центр имеет контрольную долю участия в имуществе этих субъектов хозяйствования или занимает доминирующее положение на рынке.

Понятия концерна и холдинга схожи и соотносятся как экономическое содержание (концерн) и организационно-правовая форма (холдинг).

4) простое товарищество(гл. 54 ГК);

5) финансово-промышленные и иные хозяйственные группы (ч. 4 ст. 46 ГК).

§ 3. Стадии создания коммерческих организаций:

1) инициатива образования;

2) согласование наименования (Минюст, управление ЕГР);

3) подыскание юридического адреса;

4) подготовка учредительных документов и пакета документов;

5) формирование уставного фонда (денежный либо неденежный вклад);

6) государственная регистрация.

   Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

- облисполкомами (Минским горисполкомом) - коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за исключением страховых организаций с иностранными инвестициями и коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

- Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- Министерством финансов - страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями;

- Министерством юстиции - торгово-промышленных палат;

- администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций;

- облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Документы, представляемые для государственной регистрации:

- заявление, оформленное в установленном порядке;

- анкета установленного образца на каждого учредителя - физическое лицо;

- справка о согласовании наименования;

- копия решения о создании коммерческой или некоммерческой организации, утвержденного в установленном порядке, либо протокол собрания учредителей (участников), содержащий такое решение;

- учредительные документы (по два экземпляра копий устава и (или) договора о совместной деятельности по созданию коммерческой организации в случаях, когда законодательством предусмотрено заключение такого договора, нотариально засвидетельствованных, если в соответствии с законодательством такое свидетельствование требуется);

- документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного фонда коммерческой организации, с учетом особенностей его формирования для отдельных организационно-правовых форм (платежный или иной документ, подтверждающий внесение денежного вклада в уставный фонд, заключение экспертизы о достоверности оценки имущества в случае внесения неденежного вклада в уставный фонд);

- документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации - физических лицах (копию трудовой книжки, заверенную по последнему месту работы, копию пенсионного удостоверения, заверенную органом социального обеспечения по месту жительства или иным органом в соответствии с законодательством, справку органа занятости, если такие документы имеются). Указанные документы не представляются при создании открытых акционерных обществ;

- нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в одном экземпляре, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя (участника) коммерческой или некоммерческой организации;

- гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение коммерческой или некоммерческой организации по месту нахождения, а для частных унитарных предприятий, местонахождение которых предполагается в жилых помещениях в соответствии с частью первой пункта 4 настоящего Положения, - документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение собственника имущества частного унитарного предприятия, справку о составе семьи, заявление о согласии всех совершеннолетних членов семьи на размещение в таком помещении данного унитарного предприятия;

- платежный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию.

В учредительных документах юридического лица предусматриваются:

- паспортные данные учредителей;

- наименование и местонахождение юр. лица;

- цель деятельности;

- виды деятельности, которые будут осуществляться (осуществляются) коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, если их указание предусмотрено актами законодательства;

- сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах);

- сведения об уставном фонде;

- субсидиарная ответственность:

участников общества с дополнительной ответственностью по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами, но не менее чем в сумме, эквивалентной 1200 евро;

участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества по обязательствам товарищества;

вкладчиков коммандитного товарищества по его обязательствам в пределах сумм внесенных ими вкладов;

членов производственного кооператива, в том числе сельскохозяйственного производственного кооператива, по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе;

Республики Беларусь по обязательствам казенного предприятия;

- порядок образования и распоряжения имуществом;

- порядок управления;

- порядок ведения хозяйственной деятельности;

- порядок реорганизации и ликвидации;

- иные сведения.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов.

 

§ 4. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях и порядке, установленных законодательством, реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

 Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями


(участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, и представляются вместе с учредительными документами для регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: