Схема оформления психологического исследования (методики)

1.Название методики.

2.Цель исследования.

3.Метод исследования.

4.Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента).

5.Констатирующие выводы.

6.Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.

7.Психолого-педагогические рекомендации (описание необходимых условий формирования исследуемого психологического качества для педагога и родителей).

 

Методика 1. «Особенности мотивов учения».

Цель: выяснить ведущие мотивы учения.

Метод: рейтинг.

Материал: список мотивов.

Ход исследования:

Инструкция испытуемому: Укажи, какие из ниженазванных причин побуждают тебя учиться. Побуждающую роль каждой причины оцени соответствующим баллом (будь при этом искренним). Если причина имеет очень важное значение в твоем учении – поставь балл «5». Если имеет значение – «4». Если имеет небольшое значение – «3». Если почти не имеет значения – «2». Если совсем не имеет значени я –«1».

Список мотивов.

1. Хочу хорошо подготовиться к избранной профессии.

2. Хочу получать хорошие отметки.

3. Хочу занять достойное место среди товарищей.

4. Не хочу иметь плохие отметки.

5. Нравиться узнавать новое.

6. Люблю мыслить, думать. Рассуждать.

7. Понимаю свою ответственность перед обществом.

8. Приятно получать одобрение.

9. Хочу быть лучшим учащимся.

10. Хочу избежать неприятностей

11. Люблю теоретические знания.

12. Люблю выполнять сложные работы.

 

Обработка результатов:

1Провести классификацию мотивов, результаты внести в таблицу:

Мотивация Номер суждения Балл Средний балл
1. Широкая социальная 1 7    
2. Мотивация благополучия 2 8    
3. Престижная 3 9    
4. Мотивация избегания 4 10    
5. Мотивация содержанием 5 11    
6. Мотивация процессом 6 12    

 

2.Получить количественные показатели о характере сложившихся мотивов у испытуемого.

3.Сделать констатирующие выводы о ведущих мотивах учения.

4.Провести анализ полученных данных, дать им возможное объяснение, оценить с точки зрения соответствия необходимому уровню развития.

5.Дать психолого-педагогические рекомендации, т.е. выделить необходимые условия формирования мотивов учения, связанных непосредственно с самой учебной деятельностью, проанализировать трудности их создания.

 

Методика 2. Изучение школьной мотивации.

Цель: изучить отношение детей к школе, учебному процессу.

Материал: бланк с вопросами и вариантами ответов.

Метод: анкетирование.

Анкета в напечатанном виде раздается всем испытуемым и экс­периментатор просит отметить все подходящие ответы.

 Обработка результатов:

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

— ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

— нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Для упрощения оценки может быть использован специальный ключ:

 

№ вопроса оценка за 1 ответ за 2 ответ за 3 ответ
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.     1 0 1 3 0 1 3 1 1 3     3 1 0 1 3 3 1 0 3 1     0 3 3 0 1 0 0 3 0 0  

 

 Выделяют 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъ­являемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно пере­живают, если получают неудовлетворительные оценки или заме­чания педагога.

2.20-24балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависи­мость от жестких требований и норм. Подобный уровень моти­вации является средней нормой.

3.l5—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учите­лем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочи­тают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторон­ними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пре­бывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. /Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья).

 

 В о п р о с ы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

— не очень

— нравится

— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгой учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся

 

Приложение

(рефлексия практики)

 

Рефлексия практики.

 

В конце дневника студенты анализируют результаты практики, составляют самоотчет (рефлексию) по примерной схеме:

1. Место прохождения практики.

2. Содержание организационного периода практики.

3. Первые впечатления от знакомства с детьми группы.

4. Особенности работы на первой неделе: выполнение заданий, изучение документации, установление контактов.

5. Самостоятельная работа с детьми, какие методы работы использовали, что получалось, какие трудности возникали, с чем это связано?

6. Особенности выполнения заданий по психологии.

7. Принимали ли участие в жизни ОУ, в чем это выражается?

8. Какие трудности возникали в процессе практики? Каковы причины затруднений:

8.1.1. недостаток знаний;

8.1.2. недостаток практических умений;

8.1.3. недостаточная помощь руководителей практики, педагогов;

8.1.4. другое.

9. Оценка роли практики в профессиональном росте студента.

10. Ваши предложения по совершенствованию практики.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: