Иллюстративного материала

Практика показывает, что из-за незнания специфических изда­тельских требований к оформлению иллюстративного матери­ала, существенно удлиняются сроки сдачи уже готовых диссертационных работ. Чтобы избавить их авторов от дополни­тельных переработок и перепечаток, рассмотрим общие правила представления и оформления отдельных видов иллюстративного материала.

Иллюстрировать диссертации необходимо исходя из определен­ного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить не­оправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст — иллюстрации[16].

Все иллюстрации в диссертации должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие по­рядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в дис­сертации.

Не следует оформлять ссылки как самостоятельные стразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где чита­теля нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заклю­ченного в круглые скобки выражения "(рис.3)", либо в виде оборота типа: "...как это видно на рис.З" или "...как это видно из рис.З".

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

наименование графического сюжета, обозначаемого сокращен­ным словом "Рис. ";

порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;

тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с ха­рактеристикой изображаемого в наиболее краткой форме;

экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Следует отметить, что экспликация не за­меняет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его. Пример:

Рис.124. Схема расположения элементов кассеты: 1—разматыватель пленки; 2—стальные ролики; 3—приводной валик; 4—опорные стояки.

Основными видами иллюстративного материала в диссер­тациях являются: чертеж, технический рисунок, схема, фото­графия, диаграмма и график.

Чертеж — основной вид иллюстраций в инженерных диссертациях. Он используется, когда надо максимально точ­но изобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен быть выполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиями соответствующих стан­дартов.

Чертеж в диссертации не является рабочим чертежом, по которому изготовляется деталь или агрегат[17]. Это прежде всего иллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом зна­чительно упрощают, избавляясь от всего, что не требуется от главного — понимания конструкции объекта либо характера его действия или устройства.

Название узлов и деталей на таком чертеже обычно не пи­шутся. Если по содержанию текста требуется указать отдельные детали, то они нумеруются на чертеже арабскими цифрами (сле­ва направо, по часовой стрелке). Расшифровку этих цифр (по­зиций) дают любо в тексте по ходу изложения, либо в подписи под чертежом.

Разрезы и сечения на чертежах, а также стрелки, указы­вающие расположения проекций, обозначают буквами русского алфавита. При этом слова "Сечение" и "Разрез" не пишут.

Фотография — особенно убедительное и достоверное сред­ство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документальной точностью изобра­зить предмет или явление со всеми его индивидуальными осо­бенностями. Во многих отраслях науки и техники фотография — это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объектов наблюдения и т.п.).

В некоторых случаях в диссертациях оправданы ранее опуб­ликованные фотографии. Приведение подобных фотографий мо­жет быть оправдано лишь при хорошо выполненной оригиналь­ной съемке с натуры в естественной обстановке. Вполне зако­номерна также иллюстрация диссертации оригинальными фо­тографиями в качестве доказательства существования чего-либо в определенном месте. В таких случаях снимок делается с до­кументирующим фоном.

К фотографии в диссертации помимо чисто технических требований (четкость изображения, качество отпечатков и т.п.) предъявляются еще требования особого рода. Так как фотогра­фирование здесь осуществляется как часть целого, а не как са­мостоятельное произведение фотоискусства, эти требования сво­дятся к определенному подчинению отдельного снимка общему замыслу работы. Общее требование соответствия конкретизиру­ется функцией, которую несет изображение.

Иногда на фотоснимке в диссертации желательно иметь изображение человека. Это оживляет снимок, делает его более документальным. Одновременно фигура человека рядом с ма­шиной может служить своеобразным масштабом, помогая по­казать размеры объекта съемки. Но изображение человека не должно отвлекать внимание от него. Поэтому в этом смысле более предпочтительны снимки, где человек изображен не в центре фотографии. Если же он все же должен по характеру съемки находиться в центре изображаемого, то желательно, чтобы черты его лица не просматривались на снимке или по­казать его со стороны спины (пульт управления, станок и т.п.).

При помощи фотоснимков не всегда можно выявить скры­тые формы отдельных машин и механизмов, выделить неко­торые, наиболее важные их особенности, а также показать те­чение многих технологических процессов. От этих недостатков свободны технические рисунки, т.е. иллюстрации, которые вы­полнены с использованием художественно-графических приемов и средств.

Технические рисунки используются в диссертационных ра­ботах, когда нужно изобразить явление или предмет такими, какими мы их зрительно воспринимаем, но только без лишних деталей и подробностей. Такие рисунки выполняются, как пра­вило, в аксонометрической проекции, что позволяет наиболее просто и доступно изобразить предмет. Несмотря на свою про­стоту, технический рисунок обладает широкими познавательны­ми возможностями.

С помощью технического рисунка можно с большей сте­пенью наглядности изобразить форму, структуру и расположе­ние предметов. Он помогает легко устранить все ненужное, ме­шающее понять суть дела и выделить основные части изобра­жаемого, показать механизм или его деталь в разрезе. Особенно полезен технический рисунок, когда требуется показать монтаж устройства или отдельные детали его узлов.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, сооружения или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.

На схемах различных устройств вся измерительная и ком­муникационная аппаратура: электрические, электронные, кине­матические, тепловые и другие виды приборов и механизмов — должна быть изображена с использованием обозначений, уста­новленных соответствующими стандартами.

На схемах всех видов должна быть выдержана толщина ли­ний изображения основных и вспомогательных, видимых и не­видимых деталей и толщина линий их связей.

Сложные кинематические схемы различных механизмов ма­шин с большим количеством перекрывающих Друг друга дета­лей рекомендуется изображать в аксонометрии так, чтобы от­четливо были видны все детали и их связи.

В некоторых диссертациях пространственные схемы различ­ных систем изображаются в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы обычно называют блок-схемами. Однако для большей ясности и наглядности при вычерчивании блок-схем нужно стремиться к натурному изображению прибо­ров и аппаратов, выдерживая примерно их размеры. При таком способе изображения схем отпадает необходимость включения в рукопись отдельных рисунков с изображением приборов и аппаратов, являющихся частью схемы.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.

В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В диссертациях наиболь­шее распространение получили линейные диаграммы, а из пло­скостных — столбиковые (ленточные) и секторные.

Для построения линейных диаграмм обычно используют ко­ординатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе от­кладывается время или факториальные признаки (независи­мые), на оси ординат — показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независи­мого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в ре­зультате чего получается ломаная линия. На линейные диаг­раммы одновременно можно наносить ряд показателей.

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображают­ся в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины, рас­положенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) пря­моугольников пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаг­рамма называется столбиковой, при горизонтальном — ленточ­ной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделен­ный на секторы, величины которых пропорциональны величи­нам частей отображаемого объекта или явления.

Результаты обработки числовых данных можно дать в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соот­ношений через геометрические фигуры, точки и линии. Гра­фики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов: общий заголовок графика;

словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки; числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сет­кой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ор­динат. Можно при вычерчивании графиков вместо сетки по осям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координат пишут за пределами графика (левее оси ординат и ниже оси абсцисс). Исключение состав­ляют графики, ось абсцисс или ось ординат которых служит общей шкалой для двух величин. В таких случаях цифровые значения масштаба для второй величины часто пишут внутри рамки графика или проводят вторую шкалу (в случае другого масштаба). Следует избегать дробных значений масштабных де­лений по осям координат.

На координатной оси этот множитель следует указывать либо при буквенном обозначении величины, откладываемой по оси, либо вводить в размерность этой величины.

По осям координат должны быть указаны условные обоз­начения и размерности отложенных величин в принятых со­кращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящи­еся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в подрисуночной подписи. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси снизу вверх. Так же поступают со слож­ными буквенными обозначениями и размерностями, которые не укладываются на линии численных значений но осям ко­ординат.

Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается данная фун­кциональная зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: