Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, – это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени, в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку он рассчитывается за определенный период времени.
Различают два вида государственного долга: 1) внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций); 2) внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций. Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Кроме того, внутр и внеш долг зачастую связаны между собой: напр долговоефиндефгосбюджув спрос на деньги, а ЦБ огранич ихпредл, это ведет к росту % ставок. – спрос зарубеж К на цен бум данн страны – приток К- рост внеш долга – часть прва передать внешинвест в буд – мир спрос на нац вал растет из-за спроса на бум – курс нац вал раст – рост Им, сниж Эк - деф счета текущ операций – финансирование за счет притока каритала из-за рубежа и т.д.