6.Отсутствовали широкие кредитные возможности.
Наличие теневой экономики.
Формы инфляции в РБ:
Инфляция спроса.
Инфляция предложения.
3.Открытая инфляция с элементами подавленности. 4.Несбалансированная инфляция.
Локальная и мировая.
6.Переход от галопирующей к умеренной.
Криминальная.
Инфляция вызванная долларовой зависимостью.
Антиинфляционные меры в РБ:
1.Замораживание заработной платы в некоторых областях. 2.Сокращение расходов на некоторые виды социальной политики. 3.Стимклировае роста производства.
Привлечкние международных кредитных ресурсов.
5.Содействие развитию рыночных отношений.
Понятие и функции финансов.
Финансы – общественные фонды используемые для распределения и перераспределения определенных финансовых средств. В рамках обращения возникают следующие финансовые отношения:
Между государством и предприятием (предприятие уплачивает налоги, государство предоставляет дотации и субсидии).
Между предприятиями (взаиморасчеты).
Между головным предприятием и филиалами (основной капитал в головном предприятии, филиал роль «подпитывающих» финансов). 4.Внутри предприятия (отношения работника и предприятия по поводу заработной платы).
Между предприятием и кредитной системой.
Между государством и населением (население – налоги, государство – социальные трансферты).
Функции финансов:
1.Распределительная (связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этих процессов формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения).
Стимулирующая.
Воспроизводственная.
Инвестиционная Функция.
26. Финансовая система и ее структура.
Финансовая система – государственные фонды по средствам, которых распределяются и перераспределяются финансы населения, предприятий, учреждений.
Финансовая система может быть построена по 2 принципам: 1.Демократический централизм (в данном случае большая часть финансов сосредоточена в центральном управлении и только часть децентрализована).
2.Фискальный федерализм.
Структура финансовой системы:
1.Децентрализованное звено (финансовых учреждений, предприятий). 2.Централизованное звено (государственный бюджет, внебюджетные фонды, обязательное государственное страхование, государственный кредит).
Государственный бюджет и его основные статьи.
Государственный бюджет – годовой план государства по расходам и источникам их формирования.
Функции бюджета:
Распределительная.
2.Контрольная.
Стимулирующая.
Принципы:
Полнлта, т.е. бюджетные статьи должны быть полностью выполнены.
Реальность, бюджетные статьи должны реально отображать возможности экономики.
3.Исполнительность, обязательной к исполнению является часть бюджета.
4.Гласность, бюджет печатается в прессе для контроля со стороны налогоплательщиков.
Структура бюджета на примере стран с рыночной экономикой. Расходная часть:
1.Расходы на социальную политику (60-70%).
2.Административно-хозяйственные расходы включая содержание посольств (10-20%).
3.Расходы на реальный сектор экономики (субсидии и дотации приоритетным отраслям, 10-20%).
4.Расходы связанные с погашением внешнего долга (5-8%). Доходная часть:
1.Налоги, включая акцизы и таможенные пошлины, до 80%. 2.Платежи во внебюджетные фонды, до 10%.
Доходы от государственной торговли.
Бюджетная система РБ.
Бюджетная система РБ состоит из центрального бюджета (республиканского), бюджета города Минска, областных, районных, городских, сельских и поселковых бюджетов. Республиканский бюджет оборачивает более 50% всех финансовых ресурсов. Формируется республ. бюджет за счет крупных налогов, таких как НДС, налог на прибыль, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть направлена на обеспечение общегосударственных программ (соц. политика, централизованные субсидии и дотации). Местные бюджеты формируются за счет местных налогов и финансирования через республиканский бюджет. Расходная часть уходит на местные программы (здравоохранение, образование, содержание ЖКХ, местное субсидирование).
Основные проблемы:
1.Расходы на социальную политику превышают 75%.
Увеличить затраты на ВПК.
3.Сократить расходы на реальный сектор экономики.
4.Налоги, платежи во внебюджетные фонды превысили 95-96%. 5.Местные бюджеты не являются самостоятельными по большей части ресурсов.
29. Бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение расходной части над доходной. Различают структурный и циклический дефицит. Структурный формируется правительством в начале финансового года. По результатам работ за год реальный дефицит может быть другим. Превышение реального над структурным называется циклическим. Бюджетный дефицит считается нормальным, если он не превышает 2-3% от ВВП (либо по расходной части бюджета).
Финансирование:
Дополнительная эмиссия денег.
Увеличение налогов.
Выпуск государственных облигаций.
Секвестр – сокращение всех статей расходной части бюджета за исключением соц. защищенных.
Привлечение внешних займов.
Регулирование бюджетного дефицита:
Бюджетный дефицит нужно регулировать в течении финансового года.
Бюджетный дефицит нужно регулировать во время экономического цикла, т.е. дефицит будет наблюдаться при спаде, но компенсация при подъеме.
Бюджетный дефицит не должен регулироваться вообще, главная задача – контроль макроэкономического равновесия.